Какую информацию нужно защищать
Первым делом стоит составить список конфиденциальных данных, то есть сведений, которые влияют на состояние вашего бизнеса и не предназначены для посторонних. В список входят:
- Персональные данные покупателей и заказчиков — Ф. И. О., дата рождения, адрес, контакты. Эта информация может заинтересовать конкурентов, которые хотят получить больше клиентов, а также хакеров, ведь клиентскую базу можно выгодно продать или использовать для коммерческих и мошеннических рассылок.
- Информация о сотрудниках — паспортные и контактные данные, условия, на которых вы работаете, уровень зарплаты. Если эта информация попадёт в руки конкурентов, они могут попробовать переманить ценных специалистов. А если окажется у мошенников — команда будет получать спам и фишинговые письма якобы от коллег, а на самом деле от злоумышленников, которые под них маскируются.
- Содержание договоров с партнёрами — с какими подрядчиками и на каких условиях вы сотрудничаете, стоимость услуг и товаров. Зная это, конкуренты могут предложить контрагентам более выгодные условия, перекупить эксклюзивные товары или сорвать выгодную сделку.
- Ноу-хау в производстве и оказании услуг — если вы сами создаёте свой продукт (например, шьёте сумки или придумываете онлайн-квесты), ваши идеи могут скопировать и начать конкурировать за клиентов.
- Стратегия развития, аналитика и данные маркетинговых исследований — тоже могут интересовать конкурентов, которые ищут точки роста для собственного бизнеса.
Перечень может меняться в зависимости от специфики компании.
МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ
Меры поддержки предпринимателей в 2024 году
Прочитать
Чем опасна утечка информации
Есть два основных вида рисков для бизнеса.
1. Финансовые риски
Во-первых, это недополученная выгода: если злоумышленники смогут переманить часть клиентов или начнут пользоваться вашими стратегиями развития и ноу-хау, понадобится время, чтобы восстановить процессы в компании и позиции на рынке.
Во-вторых, если произошла утечка персональных данных — клиентов, подрядчиков, сотрудников и других, а компания не оповестит об этом Роскомнадзор в течение суток с момента инцидента, то может получить штраф:
- для должностных лиц — от 8 000 до 20 000 ₽;
- для ИП — от 20 000 до 40 000 ₽;
- для юрлиц — от 50 000 до 100 000 ₽.
2. Репутационные риски
Из-за утечки данных можно потерять лояльность клиентов, подрядчиков и партнёров — например, если мошенники украдут их персональные данные или недобросовестные конкуренты разошлют письма с ложной информацией или клеветой.
Представим, что Михаил Нилов шьёт сумки, ремни и другие аксессуары из кожи. Покупатели успели оценить его работу, охотно заказывают товары и рекомендуют близким. Однако внезапно Михаил обнаружил множество отрицательных отзывов о своём бренде на сайтах-отзовиках. Оказалось, что мошенники украли контакты клиентов, сообщили им о распродаже со скидкой 80% и дали ссылку на форму заказа и оплаты. Деньги списывались, а товар покупатели не получали. Клиенты решили, что их обманул Михаил.
Способы защитить конфиденциальные данные
Большинство шагов по защите данных довольно простые — для этого не нужно быть компьютерным гением. Гораздо важнее уметь работать с людьми, документами и внимательно относиться к тому, что происходит в компании.
Документы
- Храните любые печатные документы в сейфах или закрытых ящиках. Бумаги могут лежать на столе только в тот момент, когда вы с ними работаете.
- Подписывайте с будущими сотрудниками соглашение о неразглашении конфиденциальной информации (non-disclosure agreement, или NDA) при найме. К сожалению, очень часто причиной утечек данных становится персонал. В соглашении можно прописать штраф за утечку данных по вине работника — например 1 000 000 ₽, и в случае чего взыскать по суду.
Вернёмся к Михаилу. Вот другой случай из его практики: предприниматель нанял менеджера по продажам, который занимался поиском покупателей, принимал заказы и организовывал доставку. Но не подписал с сотрудником NDA. Через год тот решил уволиться и прихватил с собой базу клиентов, чтобы использовать её в новой компании и продвинуться по службе.
- Уделяйте особое внимание документам с контрагентами или партнёрами, если передаёте им данные клиентов. С контрагентами подписывают соглашения о защите данных, а с партнёрами, которые обрабатывают данные, — договоры на обработку, с обязательными пунктами о конфиденциальности и ограничениях.
- Храните оригиналы фотографий и инфографики, договоры и переписки с дизайнерами и фотографами, которые их сделали. Если злоумышленники решат украсть оформление вашей карточки на Ozon, это станет дополнительным доказательством, что правообладатель именно вы.
Коллектив
- Назначьте сотрудников, ответственных за хранение персональных данных. Они должны знать, какие требования к защите персональных данных существуют и что нужно делать, чтобы их соблюсти.
- Составьте список коллег, у которых есть доступ к персональным данным. Попросите ответственных провести для них инструктаж: какие персональные данные собирает компания, как предупреждает об этом клиентов, какие меры принимает, чтобы их защитить.
- Обучайте сотрудников кибербезопасности и работе с конфиденциальными данными. Бывает, что коллега не собирается вредить компании, но невольно становится причиной утечки информации. Объясняйте сотрудникам, чем «слив» грозит бизнесу и им самим. Например, если сотрудник случайно обнародовал персональные данные клиентов, его могут оштрафовать или уволить. Расскажите, что нельзя открывать подозрительные письма, переходить по сомнительным ссылкам или скачивать нелицензированные плагины. Можно обратиться в сервис, который специализируется на обучении кибербезопасности, и найти курсы для сотрудников.
МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ
Как вести себя с конфликтным сотрудником
Прочитать
Кибербезопасность
- Установите антивирусы на все компьютеры. Это важно: вирусы могут повредить данные во всей системе, если хотя бы один сотрудник получит фишинговое письмо, скачает из него файл и запустит на своём устройстве.
- Храните пароли в специальных программах (например, Last Pass, Kaspersky password manager). Нельзя записывать подобную информацию на стикерах и в ежедневниках.
- Заведите корпоративную почту и сетевые папки, доступные только сотрудникам вашей компании. Не стоит переносить данные на бесплатные облачные сервисы, пользоваться общедоступными почтовыми сервисами или вести рабочую переписку с личной почты.
- Обновляйте устройства вовремя. Телефон или компьютер со старой прошивкой легко взломать.
- Выбирайте wi-fi с защищённым подключением. Если вам приходится выходить в интернет не из дома или офиса, а из места, где защищённой сети нет, лучше присоединиться к мобильной сети.
Оборудование
- Не оставляйте свои гаджеты без присмотра, а если уходите — блокируйте их. Мошенников могут интересовать как документы, так и переписки в мессенджерах, корпоративные адреса и подписи, списки контактов.
- Используйте для ноутбука защитный экран от посторонних глаз. Экран пригодится, если вы часто работаете в публичных местах: окружающие не смогут рассмотреть содержимое, если заглянут вам через плечо. Им будет виден только чёрный экран.
Соблюдая эти правила, вы обезопасите конфиденциальную информацию о вашем бизнесе. А значит — сбережёте свои деньги, силы, нервы и репутацию.