Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Как заработать на ненужных, б/у вещах и мусоре

Ресайкл денима

Если напечатать в поисковой строке Ozon слово «экологичный», можно найти много средств для уборки и гигиены. На самом деле, идеи для экофрендли-бизнеса не ограничиваются этой категорией. Ведь для производства новой одежды, аксессуаров, домашней утвари и другого можно использовать старые и бывшие в употреблении товары — такой подход называется «апсайклинг» или «ресайклинг». В этой статье разберёмся с терминами и посмотрим на примеры такого бизнеса в России.

Что такое апсайклинг и ресайклинг 

Оба слова ― и апсайклинг, и ресайклинг — переводятся с английского как «переработка», но различие есть.

Ресайклинг ― это производство сырья из вторичных отходов, например пластиковых крышек, картонных упаковок, целлофановых пакетов, металлических бегунков, бумаги, стекла, фарфора и так далее.

В ресайклинге старые товары перерабатывают, а получившееся сырьё используют для изготовления новых товаров либо из той же категории, либо другой. Например, туалетная бумага в прошлом могла быть блокнотом, а пластиковая бутылка может стать синтетическими волокнами, из которых сошьют футболку или набьют новый диван. 

Чтобы заняться ресайклингом, нужно приобрести специальное оборудование либо сотрудничать с соответствующими заводами ― как по переработке старого сырья, так и по созданию из него новых товаров. Апсайклинг в этом плане проще. 

Суть апсайклинга в том, чтобы повторно использовать устаревшие или ненужные вещи, ― например, перешивать их и создавать новые предметы гардероба. 

Например, благодаря апсайклингу меньше одежды попадает на свалки. А ещё часто апсайкл-бренды забирают обрезки, которые остаются на швейных заводах после массового производства, и используют их для кастомизации своих моделей. 

МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Что шить на продажу: 10 идей

Прочитать

Почему выгодно вести экобизнес

Используя ткань, бумагу, пластик, фарфор и другие материалы повторно, предприниматели предотвращают загрязнение планеты и перепроизводство. Но выгода в таком бизнесе не только для окружающей среды, но и для самих бизнесменов: 

  1. Сырьё можно получать очень дёшево или вообще бесплатно. Для апсайклинга скупают старую одежду, которая недорого стоит, или забирают текстиль с барахолок или массовых производств, где он уже не используется и за него не надо платить. Пластик для ресайклинга можно найти в точках раздельного сбора мусора, которые есть во многих городах: такие пункты приёма вторсырья отмечены на карте города или на Recyclemap. 
  2. Производственные затраты ниже по сравнению с товарами, которые изготавливаются с нуля. Однако в случае ресайклинга часто необходимы мощности завода по переработке отходов. В этом случае нужно заранее узнать, сколько придётся заплатить за требуемые вам объёмы, и учесть это при проработке цены. 
  3. Ваш товар ― это уникальное торговое предложение. И покупатели это видят. Апсайклинг одежды на маркетплейсе ― это творческая переработка, а не массовое производство, поэтому у таких брендов один товар не похож на другой. Это привлекает покупателей: они понимают, что больше такой вещи не будет ни у кого. А тренд на персонализацию как никогда в моде.
  4. Если вы хотите заниматься чем-то бо́льшим, чем просто продавать товары, то экобизнес позволит этой цели достичь. Клиенты, которые покупают (или даже просто видят), например, набор стаканов, сделанных из старых винных бутылок, или украшения из переработанных баночек из-под крема, могут взглянуть на собственное потребление иначе.

Совет для продавцов: в карточках товара важно подчеркнуть, в чём именно выражается экологичность товара, ― например, рассказать, что вы использовали сырьё с конкретной свалки, чем помогли её уменьшить, или сравнить, почему ресайклинг или апсайклинг в вашей нише лучше для природы, чем изготовление товара с нуля. Это также поможет отстроиться от конкурентов, которые не позиционируют себя как экофрендли-бизнес.

Что экологичного продавать на Ozon

Начать можно со следующих товаров: 

  • Пледы и одеяла из старых свитеров или другой текстиль для дома. 
  • Шоперы, авоськи, мешки для хранения фруктов, овощей и круп и другие сумки из переработанного текстиля. 
  • Многоразовые бахилы. 
  • Стаканы, вазы, бокалы из винных бутылок.
  • Экоигрушки из переработанной древесины.
  • Лоскутные наборы для рукоделия.
  • Резиновая крошка. 
  • Посуда из переработанного пластика. Например, дизайнерские лейки
  • Губки для мытья посуды из целлюлозы. 

На Ozon этих товаров либо ещё нет, либо они представлены в ограниченном количестве.

Шесть российских экобизнесов, которыми можно вдохновиться

К счастью, брендов, которые уже занимаются экологичным производством, достаточно много. Собрали несколько примеров отечественных апсайкл- или ресайкл-компаний из разных товарных категорий, которые уже вносят свой вклад в улучшение экообстановки и зарабатывают на этом.

1. Пэчворк-рубашки — My Cling 

Самарский апсайклинг-бренд перешивает старую одежду, создавая новые модели. В основном делают рубашки в техниках пэчворк и аппликация: стилизуют их стильными воротничками, воланами из других видов ткани, вставками из кружева и других материалов. Также в ассортименте бренда ― футуристические пиджаки, новые пушистые свитера из кусочков старых, блузы из разных тканей, топы, корсеты, юбки, джинсы. 

Каждый элемент одежды неповторим и производится только в единственном экземпляре. Источник: телеграм-канал My Cling

Совет для продавцов: для маркетплейса лучше перешивать что-то в большом количестве. Например, из 100 предметов одежды сшить техникой пэчворк 150 одинаковых шоперов. Или обработать ткань и продавать в категории «Лоскуты/отрезы ткани для рукоделия». Таким образом, разные мини-партии можно объединять на одной карточке, отзывы будут «сыпаться» в одну копилку, что сделает ваше предложение более заметным. 

Наборы текстиля для рукоделия можно делать из любой оставшейся ткани ― даже после производства товаров с нуля, таким образом монетизируя остатки

2. Украшения из переработанного пластика — Recycle Object 

Для производства украшений и товаров для дома мастерская Recycle Object использует крышечки и ABS-пластик, который забирает с разных производств. Его делят по цвету, перемалывают в крошку и прессуют под воздействием температуры. В итоге получается материал, внешне похожий на мрамор, ― из него вырезают детали украшений, а оставшийся материал используют повторно. На старте это был просто студенческий стартап, а теперь ― бизнес, сотрудничающий с корпорациями. 

В каталоге мастерской много позиций ― от серёжек и браслетов до подставок под посуду, фигурок в виде животных и планеров с обложкой из переработанного пластика. Источник: Recycle Object

Совет для продавцов: организовать собственную переработку пластика, по признанию Recycle Object, достаточно сложно. Однако можно найти производство или подрядчика, который возьмёт на себя часть задач, например дробление или переплавку.

3. Вторая жизнь винной бутылки — pol.butylki

Бренд обрезает и обрабатывает винные бутылки в стильные стаканы, вазы, подсвечники и другие предметы интерьера: например, в стаканчики из старых бутылок заливает ароматические свечи. Сырьё забирают в барах и ресторанах.

Бренд торгует как на Ozon, так и на собственном сайте и в соцсетях. На маркетплейсе он отмечен как «апсайкл-проект». Источник: pol.butylki 

4. Аксессуары из осколков посуды — «Шито Крыто»

Апсайкл-мастерская, в которой производят броши, кольца и серьги из разбитых фарфоровых чашек, блюдец и супниц. Уникальность ― не только в материале, но и в рисунках и узорах, которые обыгрываются. Например, так в мастерской сделали серьги с гусиками, броши с цветами и другими милыми образами.

Бизнес вырос из увлечения основательницы мозаиками из кусочков битого фарфора и идеи отшлифовать один из них, чтобы сделать индивидуальные украшения. Источник: группа в соцсети «ВКонтакте» «Шито Крыто» 

Совет для продавцов: необычные идеи, причудливый стиль и искренние истории, лежащие за созданием сложно реконструированных изделий, идеально подходят для привлечения клиентов в нише экобизнеса. Рассказывайте об уникальности своих товаров в карточках и продвигайтесь не только на маркетплейсе, но и в соцсетях. Это поможет привлечь аудиторию, которая разделяет ваши ценности, а иногда и запустить сарафанное радио.

5. Канцелярия из вторсырья — pro.eco.pen

Бренд предлагает шариковые ручки, блокноты, зажимы для пакетов и воронки из переработанных пакетов из-под молока и сока — тетрапаков. Тетрапаки состоят на 75% из картона, на 23% из полиэтилена и на 2% из алюминия ― эти материалы перерабатываются в гранулы и используются при изготовлении товаров pro.eco.pen.

Ручка со сменным стержнем, поэтому её можно использовать очень долго и не выбрасывать. Листы в блокнотах характерного для переработанной бумаги горчичного цвета, но это только подчёркивает уникальность дизайна, не портит качество и привлекает покупателей, которые отдают предпочтение экологичным товарам. Для доставки продукцию упаковывают также в переработанную бумагу, которая остаётся после производства. 

Литровый пакет для молока или сока = одна шариковая ручка или обложка для блокнота, а значит, 1,5 мусорных бака упаковки = 1000 экоручек

6. Биоразлагаемые чехлы для смартфона — SOLOMA Case

Бренд SOLOMA Case делает акцент на биоразлагаемых предметах стиля вроде чехлов и кейсов на iPhone и AirPods, а также производит украшения. После того как аксессуар вам надоест, его можно выбросить, и вреда для природы не будет. В основе всех изделий бренда ― солома и биоразлагаемые экополимеры, поэтому на любой свалке они превратятся в компост.

Упаковка бренда ― тоже экологичная: защитный чехол приходит к покупателю в конверте из переработанного картона

Оценить актуальность и востребованность идеи вашего экологичного бизнеса, а также выйти на маркетплейс поможет аналитика Ozon.

Знаем, что продавать на Ozon

Всем новичкам на маркетплейсе открываем раздел аналитики «Что продавать» бесплатно на целый месяц

Поделиться:

Содержание статьи

Дарина Земляных

Дарина Земляных

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также