Почему бизнес с родными — хорошая идея
Как шить и продавать традиционную мусульманскую одежду
Свою историю рассказала Римма Кашапова,
основательница бренда Veil
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Совмещать бизнес, материнство и успевать наслаждаться жизнью реально, когда своё дело вдохновляет и приносит доход. Это доказывает история Дарьи Сорокиной, которая сейчас продаёт наборы для создания карты желаний. Она рассказала, как пришла идея выйти на Ozon с таким продуктом и что потребовалось для начала.
В 2016 я работала в большой сети офлайн-магазинов косметики. В то время у него не было даже интернет-магазина, а маркетплейсы не были так популярны. Тогда мне впервые пришла идея продавать что-то онлайн, и я решила начать с самого знакомого — косметики: изучила сферу и поняла, что нужно найти поставщиков, наладить логистику, создать сайт. К такому я была не готова.
В 2017 году увлеклась украшениями из полимерной глины. Оказалось, что у них слишком высокая себестоимость и времени на изготовление уходит больше, чем я ожидала — не сложилось.
Затем я попробовала клининг, у меня был опыт и знакомые в этой сфере. Мы вместе выполнили несколько заказов, и-и-и-и… мне совсем не понравилось. В следующий раз организовала аренду авто — к счастью, это действующий бизнес, и сейчас им занимается мой муж.
После этих попыток я ушла в декрет, а муж работал в такси. Однажды он приехал домой после смены и рассказал, как его пассажиры обсуждали Ozon: какие обороты, стоит ли вывести новые товары. Я подумала: «А что, так можно было?» Тогда казалось, что только крупные компании могут продавать на маркетплейсах. В тот вечер поняла, что тоже хочу попробовать.
Я решила выйти на маркетплейс и начала искать товар для продажи. Когда просматривала, что уже есть, наткнулась на набор для создания карты желаний. Уже много лет я увлекаюсь визуализацией, аффирмациями, пишу списки желаний, поэтому уверена, что это была судьба. В общем, вдохновилась и решила, что сделаю свой набор — лучше, чем у конкурентов.
Разработкой занималась я: подбирала картинки, придумывала дизайн, составляла инструкцию, а довести до ума помогал муж — по образованию он архитектор и хорошо работает с изображениями в Photoshop.
После разработки пришлось поискать надёжную типографию, потому что не всё шло гладко. Например, первая партия получилась зеленоватой. Со стороны это не было сильно заметно, но меня не устраивало. В другой компании допустили опечатку в листе желаний, это заметили покупатели, и мы выбросили всю партию. Теперь после доставки из типографии выборочно вычитываем несколько наборов. Пришлось перебрать много компаний, но своего партнёра мы всё-таки нашли — уже давно работаем только с ними и никогда не экономим на материалах и печати.
Перед выходом на маркетплейсы я много часов изучала буквально всё, что могла найти по теме: смотрела и платные, и бесплатные обучающие материалы. Начинала с Wildberries, но почти сразу вышла и на Ozon. Было очень просто: открыли ИП, отгрузили на склад около 50 наборов и уехали в отпуск. В это время началась какая-то глобальная распродажа на маркетплейсе, и все наши карты желаний раскупили за два дня.
Я много экспериментировала с рекламой и пробовала разные форматы, но не всё работало. Например, таргетинг и посевы в сообществах оказались совсем бесполезными: ни разу не замечала увеличения продаж. Сейчас в соцсетях у нас есть свои группы, но ведём мы их не особо активно.
Лучше всего у меня работает реклама внутри Ozon и у блогеров. Например, после продвижения в поиске заказы удвоились. Ещё во время крупных акций типа «Чёрной пятницы» или «11.11» продажи растут в 3–4 раза. Продвижение у инфлюенсеров увеличивает количество заказов раз в десять. Но не всегда: это сильно зависит от самого блогера.
Конкуренция есть всегда и везде, поэтому я спокойно к ней отношусь, ведь наши наборы лучшие по качеству. Я заказывала продукцию конкурентов — не все наборы плохие, но попадалась и халтура: пиксельные мутные картинки, желтоватая бумага.
Как-то конкуренты украли наш набор — немного изменили упаковку, а содержание скопировали полностью. Я тогда подумала: с одной стороны, здорово, что за нами повторяют, значит, мы лучшие. С другой — неприятно, что мы всё разработали сами, а кто-то просто воспользовался нашим трудом. Не стала зацикливаться на этом и тратить время и нервы на суды, всё равно мы сейчас в топе поиска и продажи идут хорошо.
Результаты в цифрах. С октября у нас сезон, потому что начинается череда праздников: Новый год, китайский Новый год, Рождество. В этот период отгружаем по 1500–2000 наборов в месяц. Ближе к лету спрос падает: покупают в основном в подарок на день рождения, 8 Марта. В этот период продаём около 1000 наборов в месяц.
Наша сила — работа с покупателями. У нас мало негативных отзывов, но, если возникают спорные моменты, мы всегда решаем их в пользу клиента. Например, нам как-то написали плохой отзыв о мятой упаковке: в такой не подаришь. Мы выслали новый набор, а покупатель делал возврат на тот, что помят. Случается, что часть набора не доложили — тогда высылаем карту почтой. Иногда оставляют отзывы, с которыми ничего не сделаешь сразу — к примеру, что картинок мало. Мы не можем напечатать новые для конкретного клиента, но учитываем такие комментарии при доработке комплектов.
Work-life balance. Когда всё начиналось, я была одна с двумя маленькими детьми, а муж сутками работал. Было очень сложно, но дикое желание создать что-то своё давало силы продолжать. Сейчас мне легко совмещать своё дело, семью и увлечения. По факту этот бизнес может работать без моего участия — в моей команде уже двое сотрудников.
Сейчас у нас в ассортименте три набора для карт желаний с разной комплектацией и в разном размере. К лету мы планируем выпустить четвёртый — что в нём будет, пока секрет.
Несмотря на успех карт желаний, мне не хочется останавливаться на них. Поэтому планирую открыть совсем новое направление — оказание услуг фулфилмента, то есть упаковывать и доставлять товары на маркетплейсы. В общем, быть на площадках не только продавцом, но и партнёром. У нас уже есть люди, техника, и сейчас мы ищем клиентов.
Начинающим предпринимателям основная рекомендация — просто начните. Я сама помню, как боялась того, что скажут люди, как отреагируют, вдруг не получится. И многие действительно сомневались, не понимали, считали мой выбор несерьёзным.
Поделиться:
Как шить и продавать традиционную мусульманскую одежду
Свою историю рассказала Римма Кашапова,
основательница бренда Veil
Как запустить бренд одежды плюс-сайз
Своей историей делится основательница бренда Manelia
Можно ли построить бизнес на любви к котикам
История продавца зоотоваров с большим сердцем
Как оформлять карточки товаров для разных поколений
Женский взгляд на бизнес: истории продавцов Ozon
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе
Что покупают ко Дню матери
10 самых востребованных товаров, которыми можно разнообразить свой ассортимент