Почему бизнес с родными — хорошая идея
Как шить и продавать традиционную мусульманскую одежду
Свою историю рассказала Римма Кашапова,
основательница бренда Veil
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Совмещать бизнес, материнство и успевать наслаждаться жизнью реально, когда своё дело вдохновляет и приносит доход. Это доказывает история Дарьи Сорокиной, которая сейчас продаёт наборы для создания карты желаний. Она рассказала, как пришла идея выйти на Ozon с таким продуктом и что потребовалось для начала.
В 2016 я работала в большой сети офлайн-магазинов косметики. В то время у него не было даже интернет-магазина, а маркетплейсы не были так популярны. Тогда мне впервые пришла идея продавать что-то онлайн, и я решила начать с самого знакомого — косметики: изучила сферу и поняла, что нужно найти поставщиков, наладить логистику, создать сайт. К такому я была не готова.
В 2017 году увлеклась украшениями из полимерной глины. Оказалось, что у них слишком высокая себестоимость и времени на изготовление уходит больше, чем я ожидала — не сложилось.
Затем я попробовала клининг, у меня был опыт и знакомые в этой сфере. Мы вместе выполнили несколько заказов, и-и-и-и… мне совсем не понравилось. В следующий раз организовала аренду авто — к счастью, это действующий бизнес, и сейчас им занимается мой муж.
После этих попыток я ушла в декрет, а муж работал в такси. Однажды он приехал домой после смены и рассказал, как его пассажиры обсуждали Ozon: какие обороты, стоит ли вывести новые товары. Я подумала: «А что, так можно было?» Тогда казалось, что только крупные компании могут продавать на маркетплейсах. В тот вечер поняла, что тоже хочу попробовать.
Я решила выйти на маркетплейс и начала искать товар для продажи. Когда просматривала, что уже есть, наткнулась на набор для создания карты желаний. Уже много лет я увлекаюсь визуализацией, аффирмациями, пишу списки желаний, поэтому уверена, что это была судьба. В общем, вдохновилась и решила, что сделаю свой набор — лучше, чем у конкурентов.
Разработкой занималась я: подбирала картинки, придумывала дизайн, составляла инструкцию, а довести до ума помогал муж — по образованию он архитектор и хорошо работает с изображениями в Photoshop.
После разработки пришлось поискать надёжную типографию, потому что не всё шло гладко. Например, первая партия получилась зеленоватой. Со стороны это не было сильно заметно, но меня не устраивало. В другой компании допустили опечатку в листе желаний, это заметили покупатели, и мы выбросили всю партию. Теперь после доставки из типографии выборочно вычитываем несколько наборов. Пришлось перебрать много компаний, но своего партнёра мы всё-таки нашли — уже давно работаем только с ними и никогда не экономим на материалах и печати.
Перед выходом на маркетплейсы я много часов изучала буквально всё, что могла найти по теме: смотрела и платные, и бесплатные обучающие материалы. Начинала с Wildberries, но почти сразу вышла и на Ozon. Было очень просто: открыли ИП, отгрузили на склад около 50 наборов и уехали в отпуск. В это время началась какая-то глобальная распродажа на маркетплейсе, и все наши карты желаний раскупили за два дня.
Я много экспериментировала с рекламой и пробовала разные форматы, но не всё работало. Например, таргетинг и посевы в сообществах оказались совсем бесполезными: ни разу не замечала увеличения продаж. Сейчас в соцсетях у нас есть свои группы, но ведём мы их не особо активно.
Лучше всего у меня работает реклама внутри Ozon и у блогеров. Например, после продвижения в поиске заказы удвоились. Ещё во время крупных акций типа «Чёрной пятницы» или «11.11» продажи растут в 3–4 раза. Продвижение у инфлюенсеров увеличивает количество заказов раз в десять. Но не всегда: это сильно зависит от самого блогера.
Конкуренция есть всегда и везде, поэтому я спокойно к ней отношусь, ведь наши наборы лучшие по качеству. Я заказывала продукцию конкурентов — не все наборы плохие, но попадалась и халтура: пиксельные мутные картинки, желтоватая бумага.
Как-то конкуренты украли наш набор — немного изменили упаковку, а содержание скопировали полностью. Я тогда подумала: с одной стороны, здорово, что за нами повторяют, значит, мы лучшие. С другой — неприятно, что мы всё разработали сами, а кто-то просто воспользовался нашим трудом. Не стала зацикливаться на этом и тратить время и нервы на суды, всё равно мы сейчас в топе поиска и продажи идут хорошо.
Результаты в цифрах. С октября у нас сезон, потому что начинается череда праздников: Новый год, китайский Новый год, Рождество. В этот период отгружаем по 1500–2000 наборов в месяц. Ближе к лету спрос падает: покупают в основном в подарок на день рождения, 8 Марта. В этот период продаём около 1000 наборов в месяц.
Наша сила — работа с покупателями. У нас мало негативных отзывов, но, если возникают спорные моменты, мы всегда решаем их в пользу клиента. Например, нам как-то написали плохой отзыв о мятой упаковке: в такой не подаришь. Мы выслали новый набор, а покупатель делал возврат на тот, что помят. Случается, что часть набора не доложили — тогда высылаем карту почтой. Иногда оставляют отзывы, с которыми ничего не сделаешь сразу — к примеру, что картинок мало. Мы не можем напечатать новые для конкретного клиента, но учитываем такие комментарии при доработке комплектов.
Work-life balance. Когда всё начиналось, я была одна с двумя маленькими детьми, а муж сутками работал. Было очень сложно, но дикое желание создать что-то своё давало силы продолжать. Сейчас мне легко совмещать своё дело, семью и увлечения. По факту этот бизнес может работать без моего участия — в моей команде уже двое сотрудников.
Сейчас у нас в ассортименте три набора для карт желаний с разной комплектацией и в разном размере. К лету мы планируем выпустить четвёртый — что в нём будет, пока секрет.
Несмотря на успех карт желаний, мне не хочется останавливаться на них. Поэтому планирую открыть совсем новое направление — оказание услуг фулфилмента, то есть упаковывать и доставлять товары на маркетплейсы. В общем, быть на площадках не только продавцом, но и партнёром. У нас уже есть люди, техника, и сейчас мы ищем клиентов.
Начинающим предпринимателям основная рекомендация — просто начните. Я сама помню, как боялась того, что скажут люди, как отреагируют, вдруг не получится. И многие действительно сомневались, не понимали, считали мой выбор несерьёзным.
Поделиться:
Как шить и продавать традиционную мусульманскую одежду
Свою историю рассказала Римма Кашапова,
основательница бренда Veil
Как запустить бренд одежды плюс-сайз
Своей историей делится основательница бренда Manelia
Можно ли построить бизнес на любви к котикам
История продавца зоотоваров с большим сердцем
Женский взгляд на бизнес: истории продавцов Ozon
Чем отличаются схемы работы на Ozon
И как выбрать самый выгодный вариант для своего бизнеса
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе