Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Почему бизнес с родными — хорошая идея: рассказывают предприниматели Ozon

Пара в позе шпионов

Есть стереотип, что общий бизнес разрушает семью: вы устаёте друг от друга, потому что всё время вместе, а рабочие разногласия приводят к конфликтам и дома. Поговорили с предпринимателями, которые развивают бизнес на Ozon с семьёй, о том, реально ли заниматься общим делом и не ссориться, в чём преимущество работы с родными и как разграничивать дела и жизнь.

Евгений и Ольга Захаровы, компания XWAY, техпартнёры Ozon

Как пришла идея совместного дела?

— До того как стать техпартнёрами Ozon, мы работали в дистрибьюторской фирме — поставляли посуду в магазины. С началом пандемии продажи упали. Товара на складе оставалось ещё много, поэтому решили выйти на Ozon. Тогда же сменила профиль и наша компания — стала агентством, которое помогает выходить на маркетплейсы, настраивать логистику, вести отчёты и аналитику. Мы уже знали кухню продаж на Ozon, поэтому было легко начать работать в новой роли. Сейчас мы вместе руководим отделом по работе с маркетплейсами.

Как правильно разделять обязанности?

— У начальника отдела много задач: управление сотрудниками и их обучение, работа с клиентами, переговоры и отработка возражений, контроль финансов и показателей. Мы долго думали, как распределить эти обязанности. И в результате получилось, что каждый занимается тем, в чём лучше разбирается: Ольга работает с сотрудниками, общается с отделами компании, а я — отвечаю за коммерцию, веду переговоры с клиентами и маркетплейсами, занимаюсь расчётами. 

Это распределение скорее условное, поэтому не всегда получается ему следовать. Бывает, что расходимся во взглядах на задачи — можем даже поспорить. Но у нас всегда получается договориться: уступаем друг другу, если видим, что другому важно довести до конца своё решение. 

Какие плюсы и минусы в работе с близкими?

— Конечно, в совместной работе есть свои минусы. Например, мы на связи с командой и клиентами даже дома, а выходной полностью без работы получается выделить только воскресенье. В таком режиме важно останавливаться и хотя бы иногда отдыхать — все задачи всё равно не сделать. Но если я могу взять паузу, то у Ольги получается не всегда. Так что из-за этого мы тоже можем поссориться, но в итоге находим компромисс. Ещё один минус того, что мы оба руководители одного отдела, — уйти в отпуск вместе не получится, поэтому мы там давно не были. 

Но все эти минусы перекрывает чувство опоры в работе, которое мы получаем от близких. Родной человек всегда поддержит так, как не сможет ни один коллега. Например, когда мы видим, что один из нас устал и нуждается в отдыхе, без вопросов берём на себя все задачи и даём время восстановиться.  

Нам повезло, потому что это полное доверие есть не только между нами, но и между всеми сотрудниками компании. Мы давно работаем вместе и по-настоящему дружим — это очень помогает в работе. В коллективе нет людей, которые приходят просто отсидеть часы, все болеют за общее дело. А ещё у нас не бывает недомолвок — всё решается разговором, и это тоже за счёт доверия. 

Яна Арефьева, открыла пункт выдачи заказов Ozon

Как пришла идея совместного дела?

— Бизнес мы начали в 2021 году. В нашем посёлке Талинка в Ханты-Мансийском автономном округе тогда ещё не было точек выдачи заказов маркетплейсов. Те, кто покупали товары онлайн, ездили забирать их за 100 километров в ближайший Ozon. Но большинство жителей даже никогда не пробовали заказывать что-то через интернет. Мне хотелось, чтобы люди узнали, как это удобно, могли пользоваться классными товарами, которых нет в местных магазинах, и носить красивую одежду — поэтому я решила открыть ПВЗ Ozon. 

Семья помогала с бизнесом с самого начала — фактически он появился благодаря родным. Я нашла помещение, согласовала всё с Ozon, а вот денег на ремонт не было. Попробовала взять кредит, но мне отказали. Случайно увидела в посёлке очередь перед фурами, которые принимали кедровые шишки, и сразу поняла — на этом можно заработать. За несколько дней мы семьёй собрали шишки и сдали их на переработку — так и получили деньги на ремонт. 

по этой теме

Сколько зарабатывают владельцы пунктов выдачи заказов

Подробнее

Как правильно разделять обязанности?

— С бизнесом мне помогают папа, мама, сестра и муж. У всех есть основное место работы, поэтому в ПВЗ они приходят в свободное время. Чёткого распределения обязанностей у нас нет — каждый делает то, что нравится и получается. Папа и муж занимаются ремонтом, могут собрать стеллаж или повесить постер. А ещё они тоже прошли обучение по работе с товарами и иногда подменяют меня на выдаче. Мама помогает с уборкой. А сестра, когда мы только открылись, рассказывала о ПВЗ жителям посёлка — она работает в центре культуры и спорта и многих знает.

По документам бизнесом руковожу я, поэтому последнее слово всегда за мной. Но по всем вопросам до мелочей советуюсь с родными. Например, родители помогли определиться, сколько платить сотрудникам, которых я хотела нанять. Папа вместе со мной выбирал линолеум в ПВЗ, а муж советовал, какой ноутбук лучше купить.  

Какие плюсы и минусы в работе с близкими?

— Главный плюс бизнеса с родными — они не работают на тебя, а именно помогают. Сейчас я наняла сотрудников, поэтому есть с чем сравнивать. Подчинённые трудятся ради денег, и чтобы их мотивировать, нужны штрафы, премии, контроль — и это нормально. Родные люди же готовы поддержать просто так, стоит только попросить. С ними получится договориться без всяких формальностей, а главная мотивация для семьи — не деньги, а развитие общего дела.

Мы с семьёй очень близки, и родные всегда найдут для меня время. Ради нашего дела я переехала из города обратно в посёлок и сначала жила у родителей — поэтому все важные решения мы принимали дома за общим столом. 

Конечно, когда вы постоянно вместе, накапливается усталость, и важно разграничивать рабочее и личное. У нас из-за этого тоже бывали разногласия, но по мелочам: кто-то не так повесил постер, что-то не так покрасили. Когда случаются ошибки в важных вопросах, никто не ссорится. Например, однажды неправильно оформили документы на возврат. И вместо того чтобы обвинять друг друга, спокойно обсудили, как всё исправить и избежать таких ошибок в будущем.  

Ещё семья — постоянный источник эмоциональной поддержки и позитива в работе. Например, на этот Новый год в пункте выдачи помогала моя племянница — отдавала заказы в праздничном колпаке. Это было очень мило.        

Анна и Илья Бородинские, учредители компании «Древо жизни», продают товары на Ozon

Как пришла идея совместного дела?

— Наш бизнес начался с льняной каши. Я искала её для себя, но магазинные варианты не нравились. Однажды попробовала кашу домашнего приготовления, и она оказалась очень вкусной. Тогда решила, что хочу не только есть такую кашу, но и кормить людей. Муж меня поддержал. Полтора года мы вместе делали кашу дома на кухне и продавали на ярмарках. Потом решили поработать с дистрибьюторами — хотелось развивать бизнес. Первая партия продалась хорошо, поэтому мы арендовали цех, офис, наняли сотрудников. Сейчас у нас собственное производство полного цикла: делаем всё — от разработки продукта до его производства и упаковки. 

Как правильно разделять обязанности?

МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Как превратить увлечение здоровым питанием в бизнес
Прочитать

—  Специально мы не делили обязанности, это получилось само собой. Каждый занимается тем, что больше нравится и получается. Я отвечаю за маркетинг, продажи, продвижение, а муж — за финансы. Мы делаем общее дело, но не вмешиваемся в обязанности друг друга: зачем заниматься задачами, которые тебе не по душе, если другой отлично справляется?! Достаточно того, что мы прислушиваемся друг к другу в рабочих вопросах.

Какие плюсы и минусы в работе с близкими?

Бизнес для нас — часть жизни, поэтому чёткого разделения на рабочее и нерабочее нет. Спокойно можем вечером, сидя в кафе, обсуждать задачи. Конечно, иногда накапливается усталость и хочется вообще не думать о делах. Тогда мы приходим друг другу на помощь — близкий человек всегда видит, когда ты устал и нуждаешься в отдыхе. 

Мы полностью доверяем друг другу, поэтому проблем не возникает. Чтобы на 100% верить наёмному сотруднику, нужно проработать с ним много лет, а на близкого человека можешь положиться по умолчанию. Конечно, бывают сложности и недопонимания, но мы их решаем. Например, минус совместной работы: когда вы оба руководители, командовать друг другом не получится. Тут нужно договариваться и искать компромиссы. Но можно сказать, что за годы совместного бизнеса наши отношения стали только крепче. 

Поделиться:

Варвара Сурменко

Варвара Сурменко

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также