Что такое маркировка товаров и как с ней работать продавцам на маркетплейсе
Выплаты на Ozon: стандартный и гибкий графики
Варианты, как вывести заработок с продаж
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
По закону некоторые товары в России нужно маркировать — иначе можно столкнуться со штрафами до 300 000 ₽ или даже уголовной ответственностью. Как правильно организовать маркировку продукции, если вы производите её за рубежом, рассказала Светлана Василькова, бренд-менеджер компании «Соната». Это бренд домашнего текстиля Karna с предприятиями в трёх странах.
— Мы продаём домашний текстиль из натурального хлопка: постельное бельё, покрывала, наматрасники, коврики для ванной, скатерти, халаты, пижамы. Работаем на российском рынке уже 20 лет, поэтому бренд известен, у нас много лояльных покупателей, которые обращались к нам уже не раз и даже не два. Клиенты особенно ценят то, что продукция сделана из органического сырья: в линейке очень мало товаров с искусственными нитями в составе.
Производим всё за рубежом, в основном в Турции, а ещё в Индии и Пакистане. Раньше свозили товары в Россию из разных стран, но сейчас всё поступает через один склад: грузы из Южной Азии сначала плывут в Турцию, где хранится основная часть продукции, а потом мы транспортируем их в Москву.
Ещё до выхода на маркетплейсы мы продавали продукцию по всей России с помощью разветвлённой дилерской сети. А с тех пор, как вышли на Ozon в 2019 году, это стало ещё удобнее. Благодаря онлайну наша география расширяется: мы начинали с южной части страны, как самой близкой к Турции, а теперь покрыли уже почти всю Россию.
— В 2017 году появились правила, по которым производители и продавцы должны маркировать некоторые категории товаров. Это обязательно, иначе не получится торговать в России. Маркируется продукция из группы риска — такую злоумышленники подделывают чаще всего: например, шубы и другая одежда, обувь, парфюмерия.
Маркировка — процесс, когда на каждую единицу товара наносится этикетка с кодом (КиЗ или Data Matrix код). Код содержит информацию о дате выпуска, производителе и других характеристиках; как правило, выглядит как чёрно-белый квадрат.
Получать маркировку в России нам помогает система «Честный знак». С её помощью каждому товару присваивается специальный цифровой код для отслеживания, а мы можем соответствовать требованиям закона и не сталкиваться со штрафами.
После того как коды получены, информацию о них мы передаём Ozon: с 1 марта 2023 года маркетплейсы обязали проверять наличие кодов у всех товаров и отправлять их в систему «Честный знак».
— Мы маркируем полотенца и все предметы постельного белья — как комплекты, так и отдельные принадлежности. Это основная часть нашего ассортимента. Остальные товары, например коврики для ванной, покрывала, пледы, халаты, наматрасники, маркировать не нужно.
У нас производство полного цикла, мы начинаем изготавливать продукцию ещё с ткани — не так много фабрик могут таким похвастаться. При этом мы продаём уже готовую продукцию, поэтому именно её и маркируем.
Пройти процедуру маркировки можно за границей или на таможне. Мы выбрали первый путь и наносим маркировку на собственных складах в Турции. Честно говоря, слабо представляю, как делать это на таможне, разве что поставки совсем небольшие — иначе встанет вся работа сотрудников на границе.
GTIN, или Global Trade Item Number, — это код, который помогает идентифицировать каждую единицу товара: узнать, какой у неё цвет, размер, состав, вес. Он выдаётся в формате европейского штрихкода EAN, или European Article Number, понятного по всему миру.
Код присваивает GS1 — международная организация, которая разрабатывает и поддерживает его для обмена информацией в транснациональных цепях поставок. Чтобы получить GTIN, нужно зарегистрироваться в системе, созданной GS1.
Здесь всё зависит от того, с какой продукцией мы имеем дело. Некоторые товары обязательно декларировать, другие — сертифицировать. Всё зависит от требований к виду продукции, которые закреплены в технических регламентах Евразийского экономического союза.
Мы торгуем в разных странах Европы и Азии, и везде — свои правила. Так что в первую очередь планируем, какая часть продукции отправится в Россию и для каких конкретно партий товара потребуется маркировка.
На товары, которые отправляются в Россию, мы заказываем QR-коды (КиЗ или Data Matrix коды) в системе «Честный знак». В них зашифрована информация о товаре.
После того как каждой единице товара присваивается код в «Честном знаке», мы печатаем этикетки с маркировкой, наклеиваем их на упаковку и готовим продукцию к отправке. А ещё оформляем все нужные документы для импорта — они различаются в зависимости от продукции и страны, из которой привозятся товары.
Всё раскладываем по монокоробам — в них лежат товары одного артикула, цвета и размера. На каждый монокороб клеим штрихкод с информацией о том, что внутри. Это удобно: даже если коробка запечатана, можно отсканировать штрихкод и понять, что именно в ней лежит и в каком количестве.
Груз едет и достигает таможни, где его оформляют. Обычно это быстрый процесс, но иногда случаются контрольные выборочные проверки: если находят ошибки, то продукция задерживается и с ней разбираются сотрудники на таможне. Несколько раз и у нас такое случалось.
Груз приезжает на наш склад в Москве, где распределяется по конкретным заказам. Сотрудники вскрывают заводские коробки, внимательно проверяют, что внутри нужное количество указанной продукции, сканируют коды маркировки. Запаковывают обратно и готовят к отгрузке.
Мы проверяем и QR-коды, и EAN-коды — для двойного контроля. Но делать ли это, выбирает каждый поставщик самостоятельно.
Мы работаем с Ozon одновременно по двум схемам, FBS и FBO, — то есть храним товары и у себя на складе, и на площадях маркетплейса.
— Здесь все действия тоже можно разделить на несколько шагов. Вот что нужно сделать, чтобы получить QR-код в «Честном знаке»:
— Да, это нужно для работы на рынках в разных странах. Наши товары проходят испытания в семи независимых лабораториях: контролирующие органы в любой момент могут запросить их результаты. На основе испытаний выдаётся сертификат соответствия или декларация о соответствии — эти документы мы предъявляем на таможне, когда ввозим груз.
Проверка проводится ещё до того, как товар пересечёт границу. Если проверяющие органы найдут нарушения, мы не сможем ввезти продукцию. Пока за много лет работы такого ни разу не происходило.
— Главное преимущество маркировки — возможность защититься от подделок. С этим особенно часто сталкиваются известные бренды, и проблема не обошла стороной нас: конкуренты начали создавать похожую продукцию более низкого качества. Люди покупали её, потом понимали, что столкнулись с контрафактом, и сильно расстраивались, писали нам об этом.
При этом есть и трудности. Например, маркировка усложнила цепочку документооборота между разными юрлицами. Раньше нам приходилось дробить поставки, возить отдельно постельное бельё и полотенца, которым нужна маркировка, и отдельно — остальную продукцию без маркировки: таким было требование Ozon. Для такого разделения требовалось в два раза больше документов, а значит, тратилось много сил и времени. Но сейчас Ozon позволяет отгружать всё в одной смешанной поставке, что помогает значительно экономить ресурсы.
Также маркировка требует дополнительных затрат — не только на движение документов, но и на использование «Честного знака». Но сейчас мы уже рассматриваем это просто как часть производственных расходов, причём совсем небольшой их процент.
— Бывает всякое: иногда сотрудники складов путают коды маркировки или бывает, наклейки с кодами портятся и их не удаётся считать. Но всё это просто рабочие обстоятельства: продукции с неправильной маркировкой у нас меньше 0,01%, так что считаем это статистической погрешностью. К тому же такие вопросы можно решить.
— Могу посоветовать одно: не паниковать. Разобраться можно с вещами, которые кажутся безумно сложными с первого взгляда. По своему опыту могу сказать, что труднее всего было в самом начале, когда маркировка постельного белья и полотенец стала обязательной. Это произошло в 2021 году, пришлось быстро разбираться с огромным количеством правил, разъяснений для бизнеса было мало. Но благодаря открытому диалогу внутри сообщества и интересу всех участников цепочки поставок информации становится всё больше, а сам процесс маркировки упрощается. Думаю, положительный тренд сохранится.
Часто люди, которые только сталкиваются с маркировкой, думают, что это адски сложно. Но это не так — всему можно научиться, достаточно один раз сесть и разобраться. И тогда получится понять, что это не наказание, а инструмент, который защищает и покупателей, и бизнес.
Поделиться:
Выплаты на Ozon: стандартный и гибкий графики
Варианты, как вывести заработок с продаж
Как работает фотоворонка на маркетплейсе
И чем она отличается от обычного набора фото в карточке
Можно ли построить бизнес на любви к котикам
История продавца зоотоваров с большим сердцем
Что изменится для малого и среднего бизнеса до конца года
Как сертифицировать одежду для продажи на Ozon
Чем отличаются схемы работы на Ozon
И как выбрать самый выгодный вариант для своего бизнеса
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе