Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Как превратить увлечение здоровым питанием в успешный бизнес

Анна и Илья Бородинские

В 2023 году на рынке здорового питания можно найти товары на любой вкус, а вот в 2015-м тренд только зарождался. Тогда-то компания «Древо жизни» из Иванова начала продавать продукты без добавок и с натуральным составом. О том, как вырасти от приготовления льняных каш на домашней кухне до собственного производства полного цикла, рассказывает учредитель фирмы Анна Бородинская.

Придумать уникальный продукт 

История бизнеса началась с моего увлечения здоровым питанием. В 2015 году выбор подходящих ЗОЖ-товаров был небольшим — например, я искала льняную кашу, но магазинные варианты не нравились. Однажды друзья угостили кашей, которую готовили сами — и она оказалась очень вкусной. Так нам и пришла идея запустить своё дело и кормить полезными продуктами других. 

Первый бизнес начали вместе с друзьями. Полтора года готовили кашу дома на кухне и продавали на ярмарках и выставках. Потом друзья переехали в другую страну, и совместное дело развалилось. Я даже хотела всё бросить, но помогли отзывы покупателей — люди писали, как сильно им нравятся наши товары. Это мотивировало продолжать. 

Разобраться во всех тонкостях и вести бизнес по-взрослому

Продолжать дело я решила уже более серьёзно — всё же ярмарки не приносили постоянного дохода и бизнес был больше похож на хобби. Мы с мужем разработали новую торговую марку, свою рецептуру и сделали флагманскую линейку льняных каш. Взяли кредит и вложили 500 000 рублей в производство и упаковку. 

Затем я начала поиск дистрибьютора. Нашла в Москве 20 компаний, которые занимались здоровым питанием, и предложила привезти образцы. Из них четыре фирмы согласились посмотреть товар и только одна — продавать. Эту первую партию каш ещё готовили у себя на кухне, а сразу после её продажи на вырученные деньги арендовали производство и офис.

«Первый логотип для упаковки рисовала я — не потому, что хороший дизайнер, просто бюджет был ограничен» — признаётся Анна 

У нас не было опыта в бизнесе и людей, которые бы помогли советом, поэтому разбирались во всём сами и, конечно, сделали много ошибок. Например, я даже не знала, где и как оформить документы на продукцию, — чтобы их получить, пришлось побегать по кабинетам. Но в итоге прошли все проверки качества и получили декларацию о соответствии. 

МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Как зарегистрировать товарный знак

Прочитать

Декларация о соответствии — документ на товары, которые подлежат обязательной сертификации.

Не копировать конкурентов, а искать свою индивидуальность 

Первые продукты придумывали исходя из того, что нравится нам самим. Сейчас опираемся на анализ рынка и потребности аудитории. По сравнению с 2015 годом конкуренция очень выросла, поэтому сделать что-то радикально новое становится всё сложнее.

Чтобы выделяться среди компаний, важно не копировать товары, а придумывать, как их улучшить. Например, мы увидели, что у других хорошо продаётся печенье, поэтому взяли идею и доработали её. Сейчас выпускаем два вида: один — на цельнозерновой пшеничной муке, второй — вообще без пшеничной муки, а только на рисовой, овсяной или кукурузной. Продукт получился уникальный, потому что конкурентов с таким же составом нет.  

Из-за своего состава печенье идеально подходит для детей. В нём используются сушёные фрукты, кокосовое масло, вода, солодовый экстракт вместо сахара, гималайская соль и разрыхлитель

Уделять особое внимание качеству 

В товарах марки «Древо жизни» нет продуктов животного происхождения, консервантов, вредных добавок и сахара, поэтому у нас особые требования к сырью, поставщикам и контролю качества на производстве. 

Большую часть сырья закупаем в России, а часть везём из-за границы. После февраля 2022 года поставки нарушились, поэтому пришлось искать аналоги у нас. Но полностью заменить некоторые продукты невозможно — в России они просто не растут. Поэтому что-то продолжаем закупать в других странах, например кунжут в Индии, а чиа в Аргентине. 

Поставщиков отбираем очень тщательно:

  • сначала оцениваем сырьё по фото, проверяем документы и сертификаты соответствия; 
  • затем заказываем несколько образцов, а наш технолог их тестирует; 
  • если после проверки всё в порядке, закупаем партию; 
  • когда товар приходит на склад, технолог снова его оценивает — смотрит, нет ли повреждений на упаковке, проверяет влажность, срок годности и все документы.
У нас производство полного цикла: сами придумываем и изготавливаем продукцию, разрабатываем упаковку и собираем заказы 

Выходить на новые площадки продаж

В 2020-м мы, как и все предприниматели, столкнулись с кризисом. Не просесть по выручке помогли маркетплейсы. Руководитель отдела продаж зарегистрировала личный кабинет, мы сфотографировали товары на белом фоне и сделали небольшие поставки. Тогда на Ozon было мало карточек в категории продуктов питания, поэтому всё продавалось хорошо без дополнительных усилий. 

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Что такое FBO на Ozon

Подробнее

Работаем по схеме FBO — привозим товары на склад, а всю логистику на себя берёт Ozon. Сейчас у нас в штате два менеджера по маркетплейсам. Они контролируют продажи и отвечают за поставки, занимаются рекламой и продвижением. Например, оформляют и заполняют карточки: чтобы продукт лучше покупали, у него должно быть качественное фото, инфографика и понятное описание. Ещё на продажи влияют отзывы и рейтинг, поэтому мы отвечаем на каждый комментарий и следим за оценками. В акциях тоже участвуем — это помогает повысить продажи и узнаваемость товаров. 

1,5 млн ₽

— выручка компании «Древо жизни» с продаж на Ozon в месяц 

Маркетплейсы растут, поэтому мы делаем на них упор и расширяем линейку: продаём льняную кашу, чаи, арахисовую пасту, соевый протеин, печенье. Лучше всего покупают гранолу. Кроме маркетплейсов, делаем поставки и в офлайн-магазины. Я считаю, что в розничных сетях должно быть больше здоровых продуктов. За годы работы успели посотрудничать более чем с 650 партнёрами в России и странах СНГ. 

Развивать производство 

Каждый год мы масштабируемся, расширяем и улучшаем линейку. Недавно доработали упаковку печенья специально под маркетплейсы. При доставке в старых коробках оно сильно ломалось — покупатели на это жаловались. Ещё в ближайшее время у нас появится новый продукт, который должен хорошо продаваться на Ozon — как только технолог и начальник производства доведут его до идеала, выпустим партию.  

Поделиться:

Варвара Сурменко

Варвара Сурменко

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также