Как зарегистрировать товарный знак
Прочитать
Как шить и продавать традиционную мусульманскую одежду
Свою историю рассказала Римма Кашапова,
основательница бренда Veil
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
В 2023 году на рынке здорового питания можно найти товары на любой вкус, а вот в 2015-м тренд только зарождался. Тогда-то компания «Древо жизни» из Иванова начала продавать продукты без добавок и с натуральным составом. О том, как вырасти от приготовления льняных каш на домашней кухне до собственного производства полного цикла, рассказывает учредитель фирмы Анна Бородинская.
История бизнеса началась с моего увлечения здоровым питанием. В 2015 году выбор подходящих ЗОЖ-товаров был небольшим — например, я искала льняную кашу, но магазинные варианты не нравились. Однажды друзья угостили кашей, которую готовили сами — и она оказалась очень вкусной. Так нам и пришла идея запустить своё дело и кормить полезными продуктами других.
Первый бизнес начали вместе с друзьями. Полтора года готовили кашу дома на кухне и продавали на ярмарках и выставках. Потом друзья переехали в другую страну, и совместное дело развалилось. Я даже хотела всё бросить, но помогли отзывы покупателей — люди писали, как сильно им нравятся наши товары. Это мотивировало продолжать.
Продолжать дело я решила уже более серьёзно — всё же ярмарки не приносили постоянного дохода и бизнес был больше похож на хобби. Мы с мужем разработали новую торговую марку, свою рецептуру и сделали флагманскую линейку льняных каш. Взяли кредит и вложили 500 000 рублей в производство и упаковку.
Затем я начала поиск дистрибьютора. Нашла в Москве 20 компаний, которые занимались здоровым питанием, и предложила привезти образцы. Из них четыре фирмы согласились посмотреть товар и только одна — продавать. Эту первую партию каш ещё готовили у себя на кухне, а сразу после её продажи на вырученные деньги арендовали производство и офис.
У нас не было опыта в бизнесе и людей, которые бы помогли советом, поэтому разбирались во всём сами и, конечно, сделали много ошибок. Например, я даже не знала, где и как оформить документы на продукцию, — чтобы их получить, пришлось побегать по кабинетам. Но в итоге прошли все проверки качества и получили декларацию о соответствии.
Декларация о соответствии — документ на товары, которые подлежат обязательной сертификации.
Первые продукты придумывали исходя из того, что нравится нам самим. Сейчас опираемся на анализ рынка и потребности аудитории. По сравнению с 2015 годом конкуренция очень выросла, поэтому сделать что-то радикально новое становится всё сложнее.
Чтобы выделяться среди компаний, важно не копировать товары, а придумывать, как их улучшить. Например, мы увидели, что у других хорошо продаётся печенье, поэтому взяли идею и доработали её. Сейчас выпускаем два вида: один — на цельнозерновой пшеничной муке, второй — вообще без пшеничной муки, а только на рисовой, овсяной или кукурузной. Продукт получился уникальный, потому что конкурентов с таким же составом нет.
В товарах марки «Древо жизни» нет продуктов животного происхождения, консервантов, вредных добавок и сахара, поэтому у нас особые требования к сырью, поставщикам и контролю качества на производстве.
Большую часть сырья закупаем в России, а часть везём из-за границы. После февраля 2022 года поставки нарушились, поэтому пришлось искать аналоги у нас. Но полностью заменить некоторые продукты невозможно — в России они просто не растут. Поэтому что-то продолжаем закупать в других странах, например кунжут в Индии, а чиа в Аргентине.
Поставщиков отбираем очень тщательно:
В 2020-м мы, как и все предприниматели, столкнулись с кризисом. Не просесть по выручке помогли маркетплейсы. Руководитель отдела продаж зарегистрировала личный кабинет, мы сфотографировали товары на белом фоне и сделали небольшие поставки. Тогда на Ozon было мало карточек в категории продуктов питания, поэтому всё продавалось хорошо без дополнительных усилий.
Работаем по схеме FBO — привозим товары на склад, а всю логистику на себя берёт Ozon. Сейчас у нас в штате два менеджера по маркетплейсам. Они контролируют продажи и отвечают за поставки, занимаются рекламой и продвижением. Например, оформляют и заполняют карточки: чтобы продукт лучше покупали, у него должно быть качественное фото, инфографика и понятное описание. Ещё на продажи влияют отзывы и рейтинг, поэтому мы отвечаем на каждый комментарий и следим за оценками. В акциях тоже участвуем — это помогает повысить продажи и узнаваемость товаров.
Маркетплейсы растут, поэтому мы делаем на них упор и расширяем линейку: продаём льняную кашу, чаи, арахисовую пасту, соевый протеин, печенье. Лучше всего покупают гранолу. Кроме маркетплейсов, делаем поставки и в офлайн-магазины. Я считаю, что в розничных сетях должно быть больше здоровых продуктов. За годы работы успели посотрудничать более чем с 650 партнёрами в России и странах СНГ.
Каждый год мы масштабируемся, расширяем и улучшаем линейку. Недавно доработали упаковку печенья специально под маркетплейсы. При доставке в старых коробках оно сильно ломалось — покупатели на это жаловались. Ещё в ближайшее время у нас появится новый продукт, который должен хорошо продаваться на Ozon — как только технолог и начальник производства доведут его до идеала, выпустим партию.
Поделиться:
Как шить и продавать традиционную мусульманскую одежду
Свою историю рассказала Римма Кашапова,
основательница бренда Veil
Как запустить бренд одежды плюс-сайз
Своей историей делится основательница бренда Manelia
Можно ли построить бизнес на любви к котикам
История продавца зоотоваров с большим сердцем
Женский взгляд на бизнес: истории продавцов Ozon
Чем отличаются схемы работы на Ozon
И как выбрать самый выгодный вариант для своего бизнеса
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе