Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Как зарегистрировать товарный знак: шаг за шагом

Товарный знак

Если вы уже разработали уникальное название для своего продукта, продумали логотип, дизайн и фирменный стиль, следующий шаг — зарегистрировать товарный знак. Так можно защититься от проделок недобросовестных конкурентов или запустить франшизу для своего бизнеса. Для чего нужен товарный знак, каким он бывает и как зарегистрировать его самостоятельно — в этой статье.

Что такое товарный знак

Товарный знак нужен, чтобы различать одинаковые продукты: одно молоко отличать от другого, одну подушку от другой подушки. Товарные знаки официально зарегистрированы, принадлежат одному правообладателю и защищаются правом интеллектуальной собственности. Зарегистрировать можно слова, картинки, сочетания цветов, звуки и даже запахи — всё, с чем ассоциируется ваш товар или бренд. 

Слоган «Ты этого достойна», три полоски на кедах, звук загрузки операционной системы, упаковка чипсов в форме тубы — всё это примеры торгового знака. 

МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Что такое «бренд» и «брендинг»
Прочитать

Самые распространённые виды товарных знаков:

  • словесные — название бренда, слоган;
  • изобразительные — логотип, цвета, элементы дизайна;
  • звуковые — набор нот или целая песня;
  • объёмные — например форма бутылки или флакончика духов. 
А ещё торговые знаки бывают комбинированными — чаще всего такой вид используют для упаковки, которая объединяет слова и дизайн

Для чего нужен товарный знак

  • Закрепить за собой право использовать название и другие элементы — и тем самым остановить недобросовестных конкурентов, которые зарабатывают на копиях популярных брендов. 

В 1988 году у компании LEGO истёк срок действия патента на пластиковые кубики — базовую часть конструктора. Другие компании начали копировать детали и продавать по более низкой цене. В частности, из-за этого в 1998 году компания оценила свои убытки в $48 млн. 

  • Защитить бизнес от лишних затрат. Бывает, продавец много лет использует определённые название и фирменный стиль, а потом получает приглашение в суд от владельца товарного знака. Владелец товарного знака может получить компенсацию до 5 млн ₽ за его неправомерное использование. 

Так пришлось разбираться производителям шоколада «Алёнка» и «Алина». Помимо созвучных названий, было ещё кое-что сходное — на обеих упаковках изображены портреты девочек. Суд встал на сторону «Алёнки» — этот товарный знак был зарегистрирован раньше. 

  • Повысить корпоративную ценность: товарный знак — нематериальный актив, рыночная стоимость которого растёт вместе со стоимостью компании и бренда. Товарный знак можно даже передавать по наследству. 
  • Масштабироваться. Товарный знак понадобится, чтобы заключить договор франшизы — если решите расширять бизнес таким способом. Ещё под залог товарного знака можно получить льготный кредит.

516,6

млрд $ — стоимость бренда Apple, самого дорогого в мире в 2024 году

Ozon запускает пункты выдачи заказов (ПВЗ) по модели франшизы — это значит, что каждый предприниматель может открыть свой пункт и развивать его как собственное дело. Если бы у Ozon не было зарегистрированного торгового знака, то и расширяться таким образом компания не смогла бы. 

Что не может быть товарным знаком

  • Понятия, которые обозначают определённую категорию товаров — не получится зарегистрировать сеть супермаркетов «Продукты». 
  • Аббревиатуры, абстрактные символы — например, логотип в виде чёрного квадрата. 
  • Характеристики товаров, указания на их качества и свойства — не подойдут варианты «Хорошее молоко» и «Свежий хлеб». 
  • Элементы, которые вводят в заблуждение — не получится зарегистрировать название «Из Санкт-Петербурга с любовью», если товар производится в Москве. 
  • Обозначения, похожие на объекты культурного наследия — по такому принципу не удастся закрепить за собой название «Эрмитаж». 

Регистрация товарного знака

За регистрацию товарного знака отвечает Роспатент, а именно организация, которая ему подчиняется — Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). 

Зарегистрировать товарный знак могут ИП, юрлица и самозанятые. 

Шесть шагов регистрации товарного знака

  1. Проверьте объект, который хотите зарегистрировать, в базах данных. 

Как проверить торговый знак? Загляните в открытые реестры: товарных знаков и знаков обслуживанияобщеизвестных товарных знаков. Ещё можно посмотреть в реестр заявок на регистрацию. Время отсчёта начинается с момента подачи заявки, а не регистрации — вы не сможете зарегистрировать товарный знак, если он уже есть в реестре заявок. 

Также есть закрытые реестры ФИПС, для доступа к которым придётся заплатить. Один сеанс поиска через информационно-поисковую систему стоит 60 ₽, если вы проверяете базу уже зарегистрированных товарных знаков, и 300 ₽ — если вас интересует база заявок на регистрацию.

Зарегистрировать как торговый знак можно что угодно. Главный критерий, на который смотрят во время экспертизы, — уникальность. 

  1. Определите класс вашего продукта в международной классификации товаров и услуг (МКТУ). С одной стороны, нужно выбрать классы для всех продуктов, с которыми вы работаете и планируете работать в будущем — чтобы защитить весь товарный ассортимент даже в будущем. Но с другой стороны, чем больше классов прописать в заявке, тем выше окажется пошлина — и тем дороже обойдётся оформление товарного знака. 

30%

скидка на пошлины, если оплачивать их онлайн

Предположим, вы продаёте сумки-шоперы с рисунком и решили зарегистрировать изображение. Спустя некоторое время вы захотели продавать ещё и платки — но при регистрации не указали их класс в МКТУ. В таком случае платки не будут защищены законом, и орнамент смогут скопировать конкуренты. 

  1. Подготовьте документы. Понадобятся заявление и описание торгового знака. Формы документов — на сайте Роспатента
  2. Заплатите госпошлину. Лучше делать это частями: если возникнут сложности, получится потратить меньше денег:
  • За регистрацию заявки и проведение формальной экспертизы. 
  • За проведение экспертизы заявленного обозначения. 
  • За регистрацию товарного знака и выдачу электронного свидетельства. 

Год

примерно занимает регистрация товарного знака

Размер пошлины для всех разный: он меняется в зависимости от того, что окажется под защитой. Для расчёта стоимости пригодится калькулятор

  1. Сформируйте и отправьте заявку. Она может быть в бумажном виде — нужно отправить её обычным письмом через почту. Или в электронном — подайте её через личный кабинет на сайте ФИПС или Госуслуги. 
  2. Пройдите экспертизу. Вам могут сразу одобрить заявку или задать уточняющие вопросы. 
  3. Получите свидетельство на товарный знак. 

Что делать в случае отказа

  • Доработать торговый знак — в заключении укажут, на какой чужой знак похож ваш. 
  • Проверить классы МКТУ — возможно, вы указали их с ошибкой. 
  • Попробовать договориться с владельцем товарного знака, на который похож ваш по итогам экспертизы. Многие идут навстречу — особенно если вы работаете на разных рынках. Например, «Крути баранкой» может спокойно называться и автомобильный бренд, и выпечка.
  • Подать на апелляцию — это самый сложный и дорогой путь. 

10 

лет работает товарный знак — дальше его придётся продлевать

Использование товарного знака

Вы получили свидетельство на товарный знак — теперь его можно свободно использовать, не опасаясь копирования и судебных исков. 

Где можно размещать свой товарный знак:

  • этикетки, коробки, наклейки, упаковки;
  • бумаги и шаблоны документов;
  • рекламные объявления;
  • соцсети и сайты, в том числе домены. 

Вспомнить о продлении и подать новое заявление в ФИПС нужно за два месяца до того, как срок действия истечёт, — не позже, а лучше раньше. Продлевать срок защиты торгового знака законом можно столько раз, сколько захочется, — на это ограничений нет.

Поделиться:

Содержание статьи

Катя Кабышева

Катя Кабышева

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также