Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Как вывести бизнес по продаже одежды в онлайн, если тебе всего 17 лет

Асема Акматова

Что вы делали, когда вам было 17: сдавали экзамены, проводили время с друзьями, размышляли о будущем? Героиня этой статьи Асема Акматова занимается тем же самым, но с одним исключением — параллельно она развивает бизнес на российских маркетплейсах будучи в Киргизии. Как днём выступать на студенческой конференции в колледже, а вечером на форуме для предпринимателей — рассказала Асема.

Как развивался бренд

Я студентка второго курса колледжа — а вместе с этим менеджер маркетплейсов бренда одежды Jyldyz. Бывает, что не сплю по ночам: утром сижу на занятиях, потом работаю допоздна, а ведь есть ещё и домашние задания, и личная жизнь. Так и получается: работа — учёба — работа — учёба и только иногда отдых, но мне по душе такой насыщенный график.

Всё началось летом 2022 года, когда я решила помочь маме с её бизнесом. Десять лет назад она открыла свой швейный цех и начала продавать вещи оптом на рынке Дордой. Это крупнейший рынок в Центральной Азии, который находится в Бишкеке, и здесь, кажется, можно найти всё: от одежды и обуви до сантехники и стройматериалов.

Бренд называется в честь моей мамы — её зовут Жылдыз. С кыргызского имя переводится как звезда. 

Сейчас мы работаем вдвоём, и у нас чётко разделены обязанности. Мама отвечает за производство и ассортимент: выбирает ткани и лекала, контролирует фотосессии, руководит командой — а в цехе, вообще-то, 20 человек! Ещё она до сих пор занимается оптовыми продажами на Дордое. А на мне розничные продажи на маркетплейсах: завожу карточки товаров, общаюсь с покупателями, изучаю инструменты для онлайн-продвижения. Сейчас я веду две интернет-площадки.  

Как мы выходили на маркетплейсы

Удивительно, но мы узнали о маркетплейсах от оптовых клиентов. Они хвалили наше качество: говорили, мы готовы выдержать конкуренцию среди розничных продавцов в онлайне. А ещё оказалось, что некоторые из покупателей торговали одеждой Jyldyz на маркетплейсах. Почему бы тогда этого не делать нам самим?

МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Как зарегистрироваться на Ozon

Подробнее

Но главным поводом выйти в онлайн стал успех моего брата Залкара. У него своё швейное производство, он давно продаёт одежду на маркетплейсах. Когда брат получил первые выплаты, мы с мамой поняли, что на интернет-площадках можно заработать. На семейном совете было решено передать продвижение Jyldyz на маркетплейсах в мои руки. Залкар научил меня всему, что знал сам. 

Свои швейные производства есть и у мамы, и у брата Асемы: одеждой занимается почти вся семья

Осенью 2022 года обратили внимание на Ozon, но долго сомневались, стоит ли игра свеч.  

Как готовились к продажам

Мы зарегистрировались на Ozon перед самым Новым годом — в декабре 2022-го, но решили начать продажи позже, уже с весенней коллекции. Из-за этого нас чуть не заблокировали. На Ozon для продавцов из стран СНГ действует правило: если от принятия оферты до загрузки товаров прошло больше 45 дней, то аккаунт деактивируют. В таком случае придётся обратиться в поддержку. 

Я об этом не знала, и спустя месяц после регистрации мы получили уведомление о возможной блокировке. Это был мощный сигнал поднапрячься! Мы быстро решили, с чего начнём — c жилеток. За пару дней я заполнила карточки товаров, а мама подготовила всё к отгрузке.

Жилетки стали хитом — многие покупательницы заказывали по несколько штук и даже просили отшить ещё на следующий сезон

На старте я столкнулась ещё с одной сложностью — неверно ввела расчётный счёт при регистрации, из-за чего мы не могли вывести первые полученные деньги. С ошибкой разобрались быстро: помогли сотрудники представительства Ozon в Кыргызстане. Любой местный продавец может проконсультироваться со специалистами компании по вопросам регистрации на площадке, продаж, логистики и продвижения. 

Первые товары мы отгружали через посредников — фулфилмент-операторов: они обрабатывали заказы, размещали товары на складе и доставляли их покупателям. Потом у Ozon открылся сортировочный центр в Бишкеке, и теперь мы работаем с маркетплейсом напрямую. Сейчас подготовительный этап остался позади, и всё идёт как по маслу. 

Каких результатов добились

Первую жилетку мы продали 14 февраля — в этом есть что-то символичное. В итоге спустя два месяца у нас на счету уже было больше 300 проданных товаров. Сейчас мы на первом месте в своей категории среди продавцов из Кыргызстана. И это без продвижения!

500 000 рублей

заработали на маркетплейсах за два месяца

Благодаря маркетплейсам у нас появились клиенты из разных стран — теперь мы продаём не только оптом в Киргизии, но и в розницу в России и Казахстане. На Ozon больше всего покупок приходится на Москву, Санкт-Петербург и Новосибирск. 

Почему жилетки так выстрелили? У меня есть две гипотезы. 

  1. Размерная сетка у нашей одежды широкая: на маркетплейсах не так много продавцов, которые предлагают плюс-сайз. 
  2. У нас можно найти жилетки разных цветов и на любой вкус. Такой выбор привлекает: иногда покупательницы берут сразу несколько одинаковых моделей, которые различаются только цветом, — это простая возможность добавить разнообразия в гардероб. 
В отзывах нас часто хвалят за качество и большие размеры. Средняя оценка товаров на Ozon держится на уровне 4,95

Планы на будущее

Планов у нас очень много! Начну с того, что скоро лето — пора для новой коллекции: собираемся добавить в ассортимент платья, накидки изо льна, лёгкие ветровки. А может быть, ещё и блузки, юбки и футболки — мы готовы экспериментировать. Хочется, чтобы летняя коллекция была не менее успешной, так что планируем попробовать новые для себя инструменты на Ozon: платное продвижение в поиске, баннеры, инфографику в карточках товаров. 

Может заинтересовать

Как сделать инфографику для карточки товара

Прочитать

Чтобы отвечать на растущий спрос, собираемся расширить производство: запустить новые цеха и нанять больше сотрудников. Я бы хотела делегировать свои обязанности: если честно, уже совсем ничего не успеваю. Растить продажи на маркетплейсах — серьёзная работа, которая требует времени и вовлечённости, а я хочу сфокусироваться на своей дизайнерской карьере в следующие несколько лет. 

Совсем скоро мне исполнится 18, и я смогу зарегистрировать ИП. Собираюсь создавать одежду собственного бренда — не зря же учусь на модельера и набиваю руку на семейном бизнесе! Меня привлекает этнический стиль, адаптированный под современность. Конечно, я не сразу стану полностью самостоятельной: сначала буду обращаться за помощью к семье. Здорово, что есть готовые производственные мощности и не нужно искать цеха для пошива — хотя бы первое время. Кроме того, мама всегда подскажет, к каким поставщикам лучше обратиться и как расширить ассортимент, а брат поделится хитростями по ведению бизнеса в онлайне. Я очень рада, что могу рассчитывать на близких и уверена: с их поддержкой моя мечта о бизнесе обязательно сбудется. 

Поделиться:

Содержание статьи

Катя Кабышева

Катя Кабышева

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также