Как вывести свой бренд на маркетплейс
Можно ли построить бизнес на любви к котикам
История продавца зоотоваров с большим сердцем
Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами
Можно ли успешно управлять бизнесом в 17? Кира Джейн Иванов, основательница бренда настолок «НЕДЕТСКИЕ ТЕМЫ», на личном примере доказывает, что да. Тиражи её игр уже исчисляются тысячами, а сама Кира совмещает любимое дело с учёбой в 11-м классе и с подготовкой к поступлению в вуз. Юная предпринимательница рассказала, как ей это удаётся и почему возраст — не помеха для того, чтобы начать своё дело.
Я родилась в семье предпринимателей, так что в бизнес-среду погружена с раннего детства. У мамы был бренд одежды, отец ей помогал, а мой первый проект случился, когда мне было всего 6 лет. Мы тогда жили в США, стояла очень жаркая погода, я приготовила лимонад и продавала его по 25 центов за стаканчик. Тогда и поняла, что такое собственные деньги: это новое ощущение меня очень мотивировало.
Затем были и другие проекты. Я билингв, то есть владею и русским, и английским языками на уровне носителя. В 12 лет, когда мы уже жили в России, я начала преподавать английский своим ровесникам.
Идея настолок возникла несколько лет назад. Мы с братьями обожаем игры, особенно с состязательным элементом — например, «Монополию».
А ещё мне нравится задавать вопросы. Когда я встречаюсь с друзьями, мы часто обсуждаем новости или какие-то события, а вот более глубокие или личные темы не затрагиваем. И мне иногда не хватало повода спросить что-то такое, что раскрыло бы человека с новой стороны и помогло бы нам лучше понять друг друга.
На зарубежных рынках есть настольные игры в формате «вопрос-ответ», которые решают эту задачу, но в России найти что-то подобное я не смогла. Так и началась история моей игры для подростков и молодёжи — «НЕДЕТСКИЕ ТЕМЫ».
Работу над проектом я начала около года назад, когда отдыхала на море. Мне было скучно просто лежать на пляже и ничего не делать, и я поставила себе цель — каждый день писать по 10–15 вопросов для игры. Потом поделилась своей идеей с близкими друзьями: попросила их оценить концепцию и предложить вопросы, которые хотели бы включить в игру они. Семь человек откликнулись и прислали очень интересные варианты.
В итоге у меня скопилось около 250 вопросов. Я отобрала 99 самых интересных и разделила их на три категории сложности:
Такие уровни делают игру универсальной: в неё могут играть как близкие друзья, так и недавние знакомые.
Вопросы для игры были готовы, но я не совсем представляла, что делать дальше. Я тогда училась в 10-м классе лицея при ВШЭ и решила, что делать «НЕДЕТСКИЕ ТЕМЫ» надо в том же году, пока на горизонте ещё не слишком маячит ЕГЭ. Запускать игру решила на свои деньги, которые заработала репетиторством.
Я начала сотрудничать с молодым дизайнером, которого посоветовали мои друзья. Мы обсудили брендинг и разработали логотип: микрофон с вопросительным знаком и надпись «НЕДЕТСКИЕ ТЕМЫ».
Затем приступила к выбору типографии. Ввела в поисковик «Лучшие типографии в России» и нашла статью, где мужчина описывал свой опыт создания карточной игры. Выбрала компанию из его списка рекомендаций и обратилась туда.
Первый тираж «НЕДЕТСКИХ ТЕМ» состоял всего из 10 штук. Я подарила несколько экземпляров друзьям, чтобы собрать отзывы и протестировать игру. Оказалось, что «НЕДЕТСКИЕ ТЕМЫ» объединяют поколения: вопросы понравились подросткам, их родителям, братьям, сёстрам, бабушкам, дедушкам.
Конечно, я не всегда получала хорошие отзывы. Была и критика. Но это нормально, ведь фактически я выпустила на рынок тестовую версию. Игрокам не понравилась коробочка: её было сложно открывать. Пришлось переделать крышку, а ещё мы изменили упаковочный материал: вместо глянцевого выбрали матовый — так коробка выглядит презентабельнее. Иногда игроки замечали опечатки, их мы сразу исправляли вместе с дизайнером.
Второй тираж игры состоял уже из 25 штук. Следующий — из 50 экземпляров, и на этом этапе я решила выйти с ними на маркетплейсы.
Родители-предприниматели всегда готовы поддержать и поделиться знаниями в бизнесе. А вот опыта работы с маркетплейсами у них не было, так что я самостоятельно разбиралась, как всё устроено.
Зарегистрироваться на Ozon и создать собственный магазин может юрлицо, ИП или самозанятый. Стать самозанятым при согласии родителей разрешается с 14 лет — так что не обязательно ждать, пока исполнится 18, чтобы стать предпринимателем.
Первый шаг — регистрация на Ozon — не вызвал затруднений. А вот следующий этап — решить, как позиционировать товар и кому его продавать, — оказался сложнее.
Заметила, что часто продавцы сначала выбирают перспективную нишу и товар, который можно быстро вывести в топ. Я выбрала другую стратегию: сначала придумала концепцию и продукт, а уже потом задумалась о том, как и где его продавать и продвигать.
Моя игра не была чем-то универсальным вроде белой футболки, которая легко продаётся, потому что нужна всем. Это уникальный продукт, и мне нужно было понять, как его позиционировать на маркетплейсе. Вопросы, которые я себе задавала, казались простыми, но определяли всё — от брендинга до целевой аудитории:
Чтобы в этом разобраться, я наняла консультанта по работе с маркетплейсами. Мы анализировали рынок, тестировали разные стратегии продвижения и анализировали результаты.
Оказалось, что основная аудитория — молодые люди 19–22 лет, которые финансово независимы и заинтересованы в активном общении. А ещё стало очевидно, что игра подходит для семейного досуга, хотя изначально я ориентировалась только на молодёжь.
Теперь в карточках и при продвижении ориентируемся именно на эту аудиторию. Стратегия сработала — и уже осенью 2024 года мы начали издавать игру тысячными тиражами.
Я продолжаю сотрудничать с консультантом, хотя в основных вопросах, связанных с Ozon, уже разобралась сама. Считаю, что важно быть в курсе всех показателей и самостоятельно оценивать, что происходит в бизнесе.
Чтобы привлечь покупателей, я пользуюсь инструментом «Продвижение в поиске», редактирую карточку в зависимости от сезона или накануне праздников, занимаюсь SEO-оптимизацией текстов.
А ещё у меня есть специфический инструмент продвижения: подкаст про путь к успеху и карьере для старшеклассников и студентов. Я работаю над ним не одна — со мной команда старшеклассников, моих друзей, а теперь уже и коллег. Пару месяцев назад мы ввели новую фишку: в начале каждого выпуска я достаю из колоды «НЕДЕТСКИХ ТЕМ» пару карт и предлагаю гостю ответить на вопросы. Это помогает расслабиться в самом начале выпуска и дальше говорить более откровенно.
Чтобы дело развивалось, важно работать над ассортиментом. Недавно у меня вышла новая игра «Что ты думаешь про любовь».
Я заметила, что игры с вопросами про любовь популярны, но обычно они рассчитаны для пар, а не на людей без партнёра. Моя новая игра даёт возможность обсудить это чувство с кем угодно — в том числе с людьми, с которыми у вас нет и не будет романтических отношений. Например, с друзьями или родными.
Одна из карточек предлагает вспомнить самую яркую историю знакомства с кем-либо, а другая порассуждать — какие знаки внимания важны в отношениях? Сейчас я сосредоточена на развитии этой игры, но уже есть идеи и для третьей.
Не хочу ограничиваться настолками и уже иду в совершенно новую для себя нишу. Подробности — позднее! Со мной — моя команда; мы уже создали первые образцы и выбираем производство. Когда линия будет готова, собираемся выходить с ней на маркетплейс.
На старте я двигалась маленькими шагами. Теперь, оглядываясь на все проекты, которые у меня есть — от настольных игр до подкаста и других проектов в разработке, — я стараюсь мыслить глобально. Это не значит, что я стремлюсь захватить мир, но теперь не боюсь ставить перед собой большие цели. И сейчас моя цель — создать экосистему взаимосвязанных проектов.
Хочу дать совет другим молодым предпринимателям: не бойтесь думать масштабно. Мечтайте и действуйте независимо от того, сколько вам лет. В любом бизнесе будут сложности, но чем раньше вы начнёте своё дело, тем быстрее добьётесь успеха.
Содержание статьи
С чего всё началось
Как появились «НЕДЕТСКИЕ ТЕМЫ»
Три уровня и 99 вопросов
Первый тираж и критика
Выход на Ozon и поиск целевой аудитории
Подкаст как инструмент продвижения
Как я планирую развивать бизнес
Совет: не бойтесь мыслить глобально
автор «Бестселлера»
Поделиться:
Можно ли построить бизнес на любви к котикам
История продавца зоотоваров с большим сердцем
Первые на Ozon с адаптивной одеждой
История бренда GT Dress
Бизнес по соцконтракту
История мамы в декрете
и основательницы
бренда Kovallery Store
Как превратить пункт выдачи в арт-пространство
Как шить и продавать традиционную мусульманскую одежду
«Метавнимание»: книга о том, как перестать отвлекаться
Прочитали за вас,
делимся самым главным
7 зарубежных трендов
в онлайн-продажах
Рынок e-commerce в 2025 году
Как проверять надёжность контрагентов
Подробно о красных флагах