Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Что такое даркстор и как он работает

Сотрудница даркстора Ozon

Покупатели не любят долго ждать заказы, и если продавец может организовать быструю доставку, он получает весомое преимущество перед конкурентами. Один из способов быстро привозить товары — использовать систему дарксторов. Рассказываем, что это и как работает.

Что такое даркстор

Даркстор (от англ. dark store — «тёмный магазин») — это склад, который оборудован таким образом, чтобы в нём было удобно не только хранить продукцию, но и комплектовать розничные заказы для доставки. По ассортименту и логистике такие склады напоминают обычные магазины.

Главная особенность дарксторов в том, что в них не заходят покупатели, а вместо красивых витрин — пронумерованные ряды и полки.

Как правило, дарксторы работают на доставку, хотя некоторые позволяют покупателям самостоятельно забирать заказы, сделанные и оплаченные на сайте или в приложении. 

Большая часть «тёмных магазинов» рассчитана на то, что комплектовщик очень быстро соберёт заказ, и курьер будет у покупателя уже через полчаса-час. Для этого даркстор должен находиться рядом с клиентами — только так можно гарантировать скорость. Поэтому обычно дарксторы открываются в жилых районах, иногда в подвалах многоквартирных домов. 

Площадь таких помещений — примерно от 100 до 3000 м². В этих магазинах продаются товары повседневного спроса: продукты, бытовая химия, косметика, мелкая бытовая техника. Запасы каждого наименования небольшие, скоропортящиеся продукты поставщики могут привозить ежедневно.

МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Логистические термины, которые нужно знать всем продавцам

Прочитать

Но бывают и большие «тёмные магазины», до 20 000 м². Они располагаются в промзонах или за городом, доставку оттуда можно ждать несколько часов.

Как устроен даркстор

Вся работа дарксторов завязана на онлайн-магазине, который интегрирован с автоматизированной системой управления складом.

Как только покупатель делает заказ на сайте или в приложении, сотрудники даркстора видят это и начинают собирать «продуктовую корзину». Адресная система хранения позволяет комплектовщикам быстро находить то, что нужно. Специальное приложение для сотрудников показывает, где что лежит, а если система продвинутая — то и строит оптимальный маршрут, по которому лучше собирать заказ.

Сам даркстор делится на зоны с учётом условий хранения и товарного соседства. Например, если магазин работает по принципу супермаркета, то в одном секторе размещается бакалея, в другом — мясо и колбаса, в третьем — бытовая химия. Полки с востребованными группами товаров находятся ближе, а если продукт заказывают относительно редко, то подальше. Имеет значение и порядок сборки товаров: например, заморозку и готовые блюда, которые могут испортиться без холодильника, располагают ближе к выходу, чтобы сборщики клали эти продукты в заказ последними.

Как только товары собраны, их забирает курьер. Без налаженной доставки работа «тёмного магазина» не имеет смысла, ведь возможность быстро получить заказ, никуда не выходя из дома, — главное конкурентное преимущество даркстора по сравнению с обычным магазином.

Когда выгодно продавать через даркстор

«Тёмные магазины» лучше всего подходят для товаров повседневного спроса. По сравнению с традиционными магазинами, даркстор позволяет экономить на аренде и оформлении торгового зала, но требует вложений в разработку и поддержку интернет-магазина, автоматизацию и быструю доставку.

Плюсы дарксторов:

  • Дешёвая аренда. В отличие от обычного магазина, для даркстора не нужно искать помещение на улице с большим пешеходным трафиком, поэтому аренда обходится дешевле. Также нет необходимости красиво оформлять витрины, следить за выкладкой товаров. В дарксторе главное — соблюдать условия хранения и обеспечить удобство сборки и эргономичность.
  • Больше возможностей для экспериментов с ассортиментом. Онлайн-витрина позволяет подстраиваться под спрос покупателей, легко вводить новые категории и отказываться от невостребованных. А само помещение даркстора заполнить новыми стеллажами гораздо легче, чем перестроить структуру обычного магазина.
  • Экономия на персонале. В дарксторах не нужны менеджеры торгового зала и продавцы-кассиры, основная часть сотрудников — сборщики и курьеры. Благодаря тому, что в зале нет покупателей, работники могут максимально эффективно работать с заказами, не отвлекаясь на консультации и приём оплаты.

Минусы дарксторов:

  • Подходят не для всех товаров. Если на продукт нет постоянного спроса, то расходы на хранение и организацию системы быстрой доставки могут превысить прибыль от продаж. Например, верхнюю одежду, офисную технику или товары для капитального ремонта в дарксторах не продают.
  • Высокая стоимость запуска. Чтобы открыть даркстор, нужна мощная IT-система для управления складом и остатками товаров и продуманная онлайн-площадка для продаж. То и другое обходится дорого, в большинстве случаев такие вложения могут позволить себе крупные компании и сетевые магазины, но не индивидуальные предприниматели.
  • Ограничения по географии и аудитории. Сейчас в России такой формат больше подходит для крупных городов с большой плотностью населения и укоренившейся привычкой к онлайн-заказам. В маленьких городах система с доставкой за час может оказаться невостребованной.

МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

Как автоматизировать продажи на маркетплейсах

Прочитать

Как работают дарксторы Ozon

На Ozon тоже есть сервис быстрой доставки, который привозит клиентам товары из «тёмных магазинов», — Ozon fresh. Сейчас дарксторы маркетплейса работают в девяти регионах России:

  • Москве и Московской области;
  • Санкт-Петербурге;
  • Твери;
  • Ростове-на-Дону;
  • Краснодаре;
  • Волгограде;
  • Сочи;
  • Казани;
  • Набережных Челнах.

Поставщики привозят на склады товары разных категорий: свежие и замороженные продукты, бакалею, детское питание, готовую еду, канцелярию, одежду, электронику и многое другое.

Все товары сервиса быстрой доставки Ozon fresh собраны в одном разделе

Аккаунт покупателя для Ozon fresh и основного Ozon общий, не отличается и процесс заказа. Однако особенности всё же есть:

  • товары доставят за час или за четыре часа — при пиковой нагрузке или в отдалённые районы;
  • минимальная стоимость заказа — 500 ₽, а максимальный вес — 100 кг;
  • доставка может обойтись покупателю в сумму до 199 ₽;
  • география ограниченна — зону доставки можно посмотреть в «Базе знаний».
На карте видно, куда, когда и за какое время Ozon fresh привезёт заказ

Товары из Ozon fresh курьеры доставляют до дома или в пункт выдачи. Система автоматически рассчитывает, когда курьер доберётся до клиента. Во всех городах, кроме Сочи, заказы доставляют не только днём, но и ночью.

Если заказ доставляет курьер Ozon fresh, его местоположение можно отслеживать на карте

Как продавать товары через дарксторы Ozon

Торговать на маркетплейсе может любой продавец, который оформил самозанятость, ИП или юрлицо. Для этого ему достаточно создать личный кабинет, принять оферту и загрузить карточки товаров. Однако в Ozon fresh попасть сложнее.

Во-первых, маркетплейс сотрудничает не с продавцами, а с поставщиками. Это значит, что площадка выкупает товары, а затем перепродаёт их через дарксторы. Во-вторых, маркетплейс выбирает поставщиков в индивидуальном порядке.

Если поставщик убедит, что с ним выгодно сотрудничать, его товары попадут в Ozon fresh.

Желающие стать поставщиками могут заполнить анкету. В ней указывают:

  • контактные данные;
  • название компании;
  • адрес сайта;
  • географию работы;
  • категории товаров, количество позиций, представленные бренды;
  • вид деятельности (производитель, дистрибьютор, импортёр);
  • особенности ассортимента и другую информацию.
Этой части анкеты стоит уделить особое внимание, чтобы рассказать о своих преимуществах

Если у компании есть коммерческое предложение или презентация, их лучше добавить к анкете. Важно описать преимущества товара: например, если поставщик предлагает не просто мясо индейки, а фермерское мясо индейки свободного выгула, выращенной исключительно на натуральных кормах. Чем подробнее поставщик расскажет о своём продукте, тем у него больше шансов попасть в Ozon fresh.

Поделиться:

Содержание статьи

Микаил Фидан

Микаил Фидан

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также