Логистические термины, которые нужно знать всем продавцам
Работа по FBO на Ozon: что такое
Как передать обработку заказов и логистику в руки маркетплейса
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Покупатели не любят долго ждать заказы, и если продавец может организовать быструю доставку, он получает весомое преимущество перед конкурентами. Один из способов быстро привозить товары — использовать систему дарксторов. Рассказываем, что это и как работает.
Даркстор (от англ. dark store — «тёмный магазин») — это склад, который оборудован таким образом, чтобы в нём было удобно не только хранить продукцию, но и комплектовать розничные заказы для доставки. По ассортименту и логистике такие склады напоминают обычные магазины.
Главная особенность дарксторов в том, что в них не заходят покупатели, а вместо красивых витрин — пронумерованные ряды и полки.
Как правило, дарксторы работают на доставку, хотя некоторые позволяют покупателям самостоятельно забирать заказы, сделанные и оплаченные на сайте или в приложении.
Большая часть «тёмных магазинов» рассчитана на то, что комплектовщик очень быстро соберёт заказ, и курьер будет у покупателя уже через полчаса-час. Для этого даркстор должен находиться рядом с клиентами — только так можно гарантировать скорость. Поэтому обычно дарксторы открываются в жилых районах, иногда в подвалах многоквартирных домов.
Площадь таких помещений — примерно от 100 до 3000 м². В этих магазинах продаются товары повседневного спроса: продукты, бытовая химия, косметика, мелкая бытовая техника. Запасы каждого наименования небольшие, скоропортящиеся продукты поставщики могут привозить ежедневно.
Но бывают и большие «тёмные магазины», до 20 000 м². Они располагаются в промзонах или за городом, доставку оттуда можно ждать несколько часов.
Вся работа дарксторов завязана на онлайн-магазине, который интегрирован с автоматизированной системой управления складом.
Как только покупатель делает заказ на сайте или в приложении, сотрудники даркстора видят это и начинают собирать «продуктовую корзину». Адресная система хранения позволяет комплектовщикам быстро находить то, что нужно. Специальное приложение для сотрудников показывает, где что лежит, а если система продвинутая — то и строит оптимальный маршрут, по которому лучше собирать заказ.
Сам даркстор делится на зоны с учётом условий хранения и товарного соседства. Например, если магазин работает по принципу супермаркета, то в одном секторе размещается бакалея, в другом — мясо и колбаса, в третьем — бытовая химия. Полки с востребованными группами товаров находятся ближе, а если продукт заказывают относительно редко, то подальше. Имеет значение и порядок сборки товаров: например, заморозку и готовые блюда, которые могут испортиться без холодильника, располагают ближе к выходу, чтобы сборщики клали эти продукты в заказ последними.
Как только товары собраны, их забирает курьер. Без налаженной доставки работа «тёмного магазина» не имеет смысла, ведь возможность быстро получить заказ, никуда не выходя из дома, — главное конкурентное преимущество даркстора по сравнению с обычным магазином.
«Тёмные магазины» лучше всего подходят для товаров повседневного спроса. По сравнению с традиционными магазинами, даркстор позволяет экономить на аренде и оформлении торгового зала, но требует вложений в разработку и поддержку интернет-магазина, автоматизацию и быструю доставку.
На Ozon тоже есть сервис быстрой доставки, который привозит клиентам товары из «тёмных магазинов», — Ozon fresh. Сейчас дарксторы маркетплейса работают в девяти регионах России:
Поставщики привозят на склады товары разных категорий: свежие и замороженные продукты, бакалею, детское питание, готовую еду, канцелярию, одежду, электронику и многое другое.
Аккаунт покупателя для Ozon fresh и основного Ozon общий, не отличается и процесс заказа. Однако особенности всё же есть:
Товары из Ozon fresh курьеры доставляют до дома или в пункт выдачи. Система автоматически рассчитывает, когда курьер доберётся до клиента. Во всех городах, кроме Сочи, заказы доставляют не только днём, но и ночью.
Торговать на маркетплейсе может любой продавец, который оформил самозанятость, ИП или юрлицо. Для этого ему достаточно создать личный кабинет, принять оферту и загрузить карточки товаров. Однако в Ozon fresh попасть сложнее.
Во-первых, маркетплейс сотрудничает не с продавцами, а с поставщиками. Это значит, что площадка выкупает товары, а затем перепродаёт их через дарксторы. Во-вторых, маркетплейс выбирает поставщиков в индивидуальном порядке.
Если поставщик убедит, что с ним выгодно сотрудничать, его товары попадут в Ozon fresh.
Желающие стать поставщиками могут заполнить анкету. В ней указывают:
Если у компании есть коммерческое предложение или презентация, их лучше добавить к анкете. Важно описать преимущества товара: например, если поставщик предлагает не просто мясо индейки, а фермерское мясо индейки свободного выгула, выращенной исключительно на натуральных кормах. Чем подробнее поставщик расскажет о своём продукте, тем у него больше шансов попасть в Ozon fresh.
Содержание статьи
Что такое даркстор
Как устроен даркстор
Когда выгодно продавать через даркстор
Как работают дарксторы Ozon
Как продавать товары через дарксторы Ozon
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Работа по FBO на Ozon: что такое
Как передать обработку заказов и логистику в руки маркетплейса
Как упаковывать товары на тарифе «Эконом»?
На вопрос читателя отвечает эксперт маркетплейса
Как сертифицировать одежду для продажи на Ozon
Какие документы нужны
для разных типов товаров
Как выбрать склад для торговли на Ozon
Соцконтракт: как получить от государства 350 000 ₽
Стартовый капитал на открытие бизнеса на Ozon
Закон о регистрации блогеров
Что делать, если у вас больше 10 000 подписчиков
Как продавать живые ёлки на Ozon?
На вопрос читателя отвечает Юлия Федирко, эксперт маркетплейса