Логистические термины, которые нужно знать всем продавцам
Работа по FBO на Ozon
Как передать обработку заказов и логистику в руки маркетплейса
Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами
Покупатели не любят долго ждать заказы, и если продавец может организовать быструю доставку, он получает весомое преимущество перед конкурентами. Один из способов быстро привозить товары — использовать систему дарксторов. Рассказываем, что это и как работает.
Даркстор (от англ. dark store — «тёмный магазин») — это склад, который оборудован таким образом, чтобы в нём было удобно не только хранить продукцию, но и комплектовать розничные заказы для доставки. По ассортименту и логистике такие склады напоминают обычные магазины.
Главная особенность дарксторов в том, что в них не заходят покупатели, а вместо красивых витрин — пронумерованные ряды и полки.
Как правило, дарксторы работают на доставку, хотя некоторые позволяют покупателям самостоятельно забирать заказы, сделанные и оплаченные на сайте или в приложении.
Большая часть «тёмных магазинов» рассчитана на то, что комплектовщик очень быстро соберёт заказ, и курьер будет у покупателя уже через полчаса-час. Для этого даркстор должен находиться рядом с клиентами — только так можно гарантировать скорость. Поэтому обычно дарксторы открываются в жилых районах, иногда в подвалах многоквартирных домов.
Площадь таких помещений — примерно от 100 до 3000 м². В этих магазинах продаются товары повседневного спроса: продукты, бытовая химия, косметика, мелкая бытовая техника. Запасы каждого наименования небольшие, скоропортящиеся продукты поставщики могут привозить ежедневно.
Но бывают и большие «тёмные магазины», до 20 000 м². Они располагаются в промзонах или за городом, доставку оттуда можно ждать несколько часов.
Вся работа дарксторов завязана на онлайн-магазине, который интегрирован с автоматизированной системой управления складом.
Как только покупатель делает заказ на сайте или в приложении, сотрудники даркстора видят это и начинают собирать «продуктовую корзину». Адресная система хранения позволяет комплектовщикам быстро находить то, что нужно. Специальное приложение для сотрудников показывает, где что лежит, а если система продвинутая — то и строит оптимальный маршрут, по которому лучше собирать заказ.
Сам даркстор делится на зоны с учётом условий хранения и товарного соседства. Например, если магазин работает по принципу супермаркета, то в одном секторе размещается бакалея, в другом — мясо и колбаса, в третьем — бытовая химия. Полки с востребованными группами товаров находятся ближе, а если продукт заказывают относительно редко, то подальше. Имеет значение и порядок сборки товаров: например, заморозку и готовые блюда, которые могут испортиться без холодильника, располагают ближе к выходу, чтобы сборщики клали эти продукты в заказ последними.
Как только товары собраны, их забирает курьер. Без налаженной доставки работа «тёмного магазина» не имеет смысла, ведь возможность быстро получить заказ, никуда не выходя из дома, — главное конкурентное преимущество даркстора по сравнению с обычным магазином.
«Тёмные магазины» лучше всего подходят для товаров повседневного спроса. По сравнению с традиционными магазинами, даркстор позволяет экономить на аренде и оформлении торгового зала, но требует вложений в разработку и поддержку интернет-магазина, автоматизацию и быструю доставку.
На Ozon тоже есть сервис быстрой доставки, который привозит клиентам товары из «тёмных магазинов», — Ozon fresh. Сейчас дарксторы маркетплейса работают в девяти регионах России:
Поставщики привозят на склады товары разных категорий: свежие и замороженные продукты, бакалею, детское питание, готовую еду, канцелярию, одежду, электронику и многое другое.
Аккаунт покупателя для Ozon fresh и основного Ozon общий, не отличается и процесс заказа. Однако особенности всё же есть:
Товары из Ozon fresh курьеры доставляют до дома или в пункт выдачи. Система автоматически рассчитывает, когда курьер доберётся до клиента. Во всех городах, кроме Сочи, заказы доставляют не только днём, но и ночью.
Торговать на маркетплейсе может любой продавец, который оформил самозанятость, ИП или юрлицо. Для этого ему достаточно создать личный кабинет, принять оферту и загрузить карточки товаров. Однако в Ozon fresh попасть сложнее.
Во-первых, маркетплейс сотрудничает не с продавцами, а с поставщиками. Это значит, что площадка выкупает товары, а затем перепродаёт их через дарксторы. Во-вторых, маркетплейс выбирает поставщиков в индивидуальном порядке.
Если поставщик убедит, что с ним выгодно сотрудничать, его товары попадут в Ozon fresh.
Желающие стать поставщиками могут заполнить анкету. В ней указывают:
Если у компании есть коммерческое предложение или презентация, их лучше добавить к анкете. Важно описать преимущества товара: например, если поставщик предлагает не просто мясо индейки, а фермерское мясо индейки свободного выгула, выращенной исключительно на натуральных кормах. Чем подробнее поставщик расскажет о своём продукте, тем у него больше шансов попасть в Ozon fresh.
Содержание статьи
Что такое даркстор
Как устроен даркстор
Когда выгодно продавать через даркстор
Как работают дарксторы Ozon
Как продавать товары через дарксторы Ozon
автор «Бестселлера»
Поделиться:
Работа по FBO на Ozon
Как передать обработку заказов и логистику в руки маркетплейса
Как работает лизинг авто
И как таким способом приобрести транспорт для бизнеса
Мифы о блокировке счёта по 115-ФЗ
Что делать с сезонными товарами в несезон
Как правильно упаковать товары на маркетплейсе
Как ИП тратить деньги с расчётного счёта на себя
И какие могут быть подводные камни
Тайм-менеджмент из прошлого: что взять на заметку
Подготовьте настенный календарь
и песочные часы
Кто такой менеджер маркетплейсов
Чем он занимается и сколько зарабатывает