Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Как продавать товары по всей России: что такое кросс-докинг и виртуальный распределительный центр (вРЦ) на Ozon

Карта России

Покупатели любят получать заказы здесь и сейчас, где бы они ни находились. Это доказывают и цифры: если сократить время доставки всего на день, то можно увеличить количество заказов на 5%. Организовать быструю доставку в любой уголок России легко, если «разложить» товары на складах по всей стране. Помочь с этим может кросс-докинг — в этой статье о том, что это такое.

Что такое кросс-докинг 

Представим, что Олег из Брянска хочет, чтобы его товары продавались в Ростове-на-Дону и близлежащих областях — у него есть несколько вариантов, как это сделать:

  1. Можно самому поехать в другой город и сдать товар на склад, но на дорогу туда-обратно уйдёт примерно 22 часа и 7 000 ₽.
  2. Можно сравнить тарифы местных транспортных компаний, подобрать оптимальный и договориться об отгрузке в свободное окно.
  3. Можно создать заявку на поставку в личном кабинете Ozon и в качестве точки сдачи указать не конечный склад в Ростове-на-Дону, а любую удобную в Брянске. Затем система предложит все склады, которые смогут принять поставку в полном объёме внутри кластера «Ростов-на-Дону». Тогда Олегу останется только привезти поставку в выбранный пункт приёма в Брянске, а уже Ozon сам отвезёт товары на конечный склад — это и есть кросс-докинг.

Для эффективной работы кросс-докинга нужна хорошо организованная логистическая система и чёткие инструкции для сотрудников склада — на Ozon всё это уже есть:

  • можно загрузить много коробок или паллет по разным направлениям в рамках нескольких поставок — сотрудники склада сами распределят их дальше по конечным пунктам;
  • продавцы могут воспользоваться 60+ сортировочными центрами (СЦ) и 20+ фулфилментами. Такая логистическая сеть охватывает географию всей России и позволяет отгружать поставки в родном регионе с доставкой их по всей стране.

Как поставить товары кросс-докингом

Что такое виртуальный распределительный центр (вРЦ)

Продавцы могут поручить Ozon не только перевозку, но и распределение товаров. Для этого достаточно выбрать, что и в каком количестве поставить маркетплейсу, а виртуальный распределительный центр (вРЦ) автоматически определит, на какие конкретно склады лучше отправить товары, чтобы их быстрее купили. 

Система анализирует спрос по каждой позиции в разных регионах: проверяет количество похожих товаров, учитывает товары в пути, вместимость и ограничения склада, сезонность, распродажи — и на основе этих данных распределяет поставки. Благодаря этим рекомендациям продажи растут, доставка до покупателя становится быстрее и проще. 

ВРЦ работает на базе кросс-докинга, но в отличие от него позволяет создать связку из нескольких поставок по разным направлениям в одной заявке. Продавцу остаётся только правильно упаковать товары и отправить их на точку сдачи одним автомобилем. Дальше Ozon сам развозит товары на конечные склады.

 Как поставить товары через ВРЦ

Плюсы кросс-докинга и вРЦ

С каждым новым региональным складом продажи растут на 11–12%. Кроме этого, продавец получает:

  • больше продаж за счёт широкой географии и ускоренной доставки;  
  • небольшие траты на складское хранение, поскольку товары долго не задерживаются в одном месте;
  • меньше ошибок и повреждений товаров, ведь число операций по перемещению товаров с одного склада на другой сокращается;
  • более широкую аудиторию потенциальных покупателей.

Кому подходит кросс-докинг и вРЦ

Кросс-докинг и вРЦ подойдут предпринимателям, которые хотят увеличить продажи за счёт быстрой доставки и широкой географии работы. В первую очередь это продавцы, чьи товары пользуются регулярным спросом в «домашнем» регионе.

Какие товары отправлять кросс-докингом или через вРЦ

На Ozon кросс-докингом можно поставлять любые товары. Исключение — запрещённые товары и продукция с особыми условиями хранения.

Как сэкономить на кросс-докинге или вРЦ

  1. Следуйте рекомендациям по упаковке Ozon и не нарушайте распределение товаров по складам, которое предложила система вРЦ. Это поможет добиться большей эффективности в логистике и продажах ваших товаров.
  2. Площадка предлагает четыре размера коробок — XL, L, M, S, и у каждой свой тариф. Например, вы отправляете маленький товар из Тулы в Новосибирск и под рукой оказалась коробка размера XL. Если вы отправите товар в ней, то заплатите 2300 рублей, а если подыщете коробку по размеру, то доставка обойдётся всего в 500 рублей. Чтобы сэкономить, выбирайте упаковку не посвободнее, а по размеру.
  3. Упаковывайте маленькие заводские коробки в одну большую, поскольку начисления идут за обработку каждой упаковки. Например, загружая несколько коробок, вы отдельно по каждой платите за обработку на складе и в сортировочном центре, а загружая одну — платите, соответственно, только за одну. 
  4. Используйте все возможности вРЦ: например, если получаете от поставщика товары в упаковке по 5 штук, то в заявке выберите поставку квантами. Если количество товаров изменилось уже после создания заявки, не забывайте редактировать её до приезда в пункт приёма.

Как выбрать регион для поставки кросс-докингом

Определить перспективное направление поможет выгрузка о заказах. Чтобы скачать данные, перейдите в раздел «FBO» → «Заказы со склада Ozon». Отфильтруйте данные отчёта по регионам и товарам, например в Excel. 

Продвинутый «Отчёт по кластерам» можно найти в личном кабинете — он показывает, какие товары и в каких регионах пользуются популярностью. Чтобы посмотреть сводку, подключите подписку Premium и перейдите в раздел «Аналитика» → «Кластеры»:

  1. В левом нижнем углу графика в блоке «Настройка группировок» выберите, как сгруппировать товары. Например, по моделям. 
  1. Посмотрите, как продавался товар в каждом кластере. Например, если в Санкт-Петербурге позиция почти так же популярна, как в Москве, значит, стоит отправить товары кросс-докингом на фулфилмент и туда.

Всё, что нужно для поставки — на Ozon

Коробки, сейф-пакеты и другие расходники, которые соответствуют правилам маркетплейса

Поделиться:

Содержание статьи

Микаил Фидан

Микаил Фидан

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также