Что такое ЭДО и как его подключить
Нужно ли обновлять личные данные при смене фамилии?
На вопрос читателя отвечает эксперт маркетплейса
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
До недавнего времени, чтобы подписать электронные документы от имени компании в рамках ЭДО, руководитель мог использовать сертификат юрлица, оформленный на своё имя, или оформить сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП) на сотрудника с привязкой к юрлицу. С 1 сентября 2023 года этот порядок изменился: теперь сотруднику можно выпустить только электронную подпись физлица и машиночитаемую доверенность (МЧД). О первой мы уже говорили, в этой статье подробно поговорим о второй.
Посмотрим на примере. Компания Михаила производит джут ― межвенцовый утеплитель для деревянных домов. Большую часть времени Михаил контролирует работу цеха и общается с заказчиками и поставщиками. У него нет времени заниматься отчётностью и электронными документами, эту заботу он доверяет внештатному бухгалтеру Ирине.
Ирина ведёт всю электронную документацию, которую оформляет компания Михаила. Представим, что срок её электронной подписи сотрудника закончился 30 августа 2023 года. С 1 сентября компания Михаила не сможет выпустить ей такую же подпись, вместо неё Ирине нужно сделать электронную подпись физлица и машиночитаемую доверенность.
Вот что нужно сделать Михаилу как гендиректору компании:
Первые три шага может сделать сотрудник бухгалтерии или юротдела компании, а четвёртый — только гендиректор, который указан в выписке ЕГРЮЛ.
Машиночитаемая доверенность, или МЧД, ― это электронный файл определённого формата, который разработала ФНС и опубликовало Минцифры на «Госуслугах». Другое название ― электронная доверенность. В МЧД прежде всего прописано, что компания предоставляет определённому физлицу право действовать в её интересах, в том числе заключать и подписывать договоры, подавать отчётность в государственные органы и т. д. Какие полномочия выдать физлицу, определяет сама компания.
Однажды созданную машиночитаемую доверенность используют, чтобы подписывать разные электронные документы ― счета и договоры, декларации по УСН, сверки с бюджетом, подтверждения о том, что требования налоговой получены, и для ответа на них.
Если Ирина из нашего примера захочет уйти в отпуск, в компании должен остаться сотрудник с доверенностью, где прописаны такие же полномочия, как у неё. В целом это не проблема для компании: количество МЧД неограниченно, она делается в несколько кликов в сервисе ЭДО.
Для обмена документами с государственными органами и между компаниями используют разные формы доверенностей. Например, ФНС и ФПСС уже сформировали свою базовую форму доверенности. Прочие государственные и муниципальные системы, в которые бухгалтер будет загружать документы, например ФСРАР и другие, могут также установить свою форму МЧД — такое право у них есть. Лучше всего перед подписанием любых документов уточнять этот момент на сайте госоргана или в сервисе сдачи отчётности, которым пользуется ваша компания.
Чтобы обмениваться документами между компаниями, а не с государственными службами, нужно использовать универсальный формат, разработанный налоговой.
Как правило, сервисы по созданию МЧД одновременно являются и местами хранения доверенностей: это может быть оператор ЭДО или сайт ФНС. По закону каждый сервис сам решает, где хранить МЧД: например, некоторые отправляют доверенности в ЕСИА («Госуслуги»).
Полный список информационных систем, в которых возможно хранение МЧД, указан в Постановлениях Правительства РФ № 223 и № 224 от 21.02.2022. Проверить машиночитаемую доверенность можно на сайте ФНС.
В первую очередь проверьте, что ваша система ЭДО поддерживает работу с электронными подписями физлиц и с МЧД. Если ваша компания не использует электронный документооборот, необходимо перейти на него. Также руководителю компании потребуется оформить усиленную квалифицированную электронную подпись ― КЭП ― в ФНС.
Чтобы оформить МЧД, нужно:
1. Получить КЭП. Это делает сотрудник, на имя которого будет оформлена МЧД.
2. Создать МЧД одним из способов:
3. Подписать МЧД электронной подписью (КЭП) руководителя компании.
Для обмена документами между компаниями переходный период, когда ещё можно использовать ранее выпущенные электронные подписи сотрудника без МЧД, действует до 31 августа 2024 года. Можно пользоваться сертификатами квалифицированной электронной подписи (КЭП) на сотрудников с указанием их Ф. И. О. и данных юрлица до истечения срока их действия, но получить новые будет нельзя ― с 1 сентября 2023 года их не выпускают.
Что касается работы с госорганами, то большинство ведомств, куда регулярно нужно сдавать отчётность, — ФНС, ФПСС, Росстат — уже утвердили свою форму МЧД, опубликовали на сайте и передали в популярные сервисы сдачи отчётности. Но есть госорганы, которые требуют подписывать документы только в личных кабинетах на портале ведомства, например Росаккредитация, Роструд. В таком случае нужно заранее уточнить на сайте или у представителя, как лучше оформить доверенность: кто-то может позволить загрузить ранее созданную МЧД, а у кого-то есть свой конструктор МЧД на сайте.
Поделиться:
Нужно ли обновлять личные данные при смене фамилии?
На вопрос читателя отвечает эксперт маркетплейса
Как аптечной сети выйти на Ozon в пределах города или области?
На вопрос читателя отвечает эксперт маркетплейса
Как сертифицировать одежду для продажи на Ozon
Какие документы нужны
для разных типов товаров
Как продавать живые ёлки на Ozon?
Как выбрать склад для торговли на Ozon
Чем отличаются схемы работы на Ozon
И как выбрать самый выгодный вариант для своего бизнеса
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе