Как продавцам избежать кассового разрыва
Как проверять надёжность контрагентов
Подробно о красных флагах
Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами
Бизнес-план помогает предпринимателю разобраться, куда движется бизнес, как оптимизировать траты и где найти новые точки роста. А ещё без него не получится привлечь финансирование для проекта или воспользоваться господдержкой. Разберёмся, что представляет собой этот документ и как его составить — особенно если вы делаете это впервые.
Бизнес-план — это детальный разбор вашего проекта. Он отражает стратегию развития, определяет цели и описывает пути их достижения. С помощью этого документа вы структурируете идеи, понимаете, как будет работать бизнес, оцениваете возможности и просчитываете риски.
Светлана решила выйти на маркетплейс и продавать свечи, которые изготавливает сама. Родители выделили ей часть семейных сбережений на закупку материала и рекламу, но девушка не посчитала все траты, не предусмотрела риски и не отложила деньги на непредвиденные расходы. Через два месяца Светлана поняла, что тратит больше, чем зарабатывает. После этого она решила написать бизнес-план — и теперь точно знает, на что уходят деньги, какой у неё доход и как избежать кассовых разрывов.
Хороший бизнес-план «предсказывает» будущее проекта на этапе его запуска и помогает не потерять деньги спустя время.
Есть и неочевидные плюсы подготовки бизнес-плана:
Рассматривайте бизнес-план как один из способов подготовиться к будущему и спланировать свои действия в современной турбулентной экономике. Можно вести бизнес, опираясь на интуицию, но без данных и анализа вы рискуете принимать решения на эмоциях. Это может привести к необдуманным и лишним тратам.
Бизнес-планы бывают для внутреннего и внешнего использования. Если составляете документ «для себя» — пишите просто, но по существу. Если для инвесторов, банков или госструктур — расставьте дополнительные акценты: например, расскажите, что инвестиции будут потрачены на закупку материалов, оборудования, рекламу, оплату труда и позволят создать новые рабочие места, а затем вернутся в виде прибыли.
Часто пишут в произвольной форме. В таком документе достаточно крупными мазками указать цифры, тезисно описать перспективы и риски. Глубина проработки будет зависеть от ваших задач.
У каждого банка есть свои требования к структуре и разделам бизнес-плана. Их можно найти в методических рекомендациях или узнать у кредитного консультанта.
Иногда предприниматели корректируют бизнес-план не исходя из реалий, а под требования банка, чтобы тот не отказал в кредите. Например, указывают невыполнимый план продаж. Внимательно анализируйте свои возможности, чтобы понять, сможете ли вы добиться таких показателей, и заявляйте только достижимые цели.
Если собираетесь запрашивать кредит в нескольких банках, можно взять за основу один из международных стандартов. С такой базой будет несложно адаптировать готовый бизнес-план под разные требования.
Существуют международные стандарты бизнес-планирования, на которые можно опираться при подготовке документа: от UNIDO — United Nations Industrial Development Organization, от Европейского банка реконструкции и развития — ЕБРР, от консалтинговой компании BFM Group, стандарт TACIS — Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States — или стандарт международной аудиторской компании KPMG. Знание этих стандартов пригодится, если запрашиваете крупный кредит или привлекаете большой объём инвестиций.
Вам нужно убедить людей, что они не зря вложат деньги в проект. Опишите конкурентные преимущества своего продукта и задачу, которую он решает. Важно подчеркнуть, какой объём инвестиций потребуется, их рентабельность, период окупаемости.
Государство поддерживает предпринимателей: например, выделяет гранты и субсидии, предлагает заключить соцконтракт или воспользоваться льготным лизингом. Чтобы доказать серьёзность намерений, вам предстоит подготовить бизнес-план. Требования к нему оговариваются в каждом конкретном случае.
Через полгода после начала работы Светлана решила расширить ассортимент. Она узнала, что может получить грант на развитие бизнеса, так как подходит под критерий «молодой предприниматель». Светлана подготовила бизнес-план, подала заявку, прошла обучение от центра «Мой бизнес». Получив грант, Светлана направила его на покупку оборудования и рекламу новых свечей.
Универсальной структуры не существует, всё зависит от ваших целей. Рассмотрим общие рекомендации.
1. Подготовьте общую информацию о бизнесе
Сюда можно отнести:
2. Определите цель
Вам нужны инвестиции, кредит или вы претендуете на грант? Вы хотите увеличить продажи, запустить новый продукт или выйти на незнакомый рынок? От этого будет зависеть, на чём делать акцент в документе.
Андрей решил торговать на маркетплейсе кошачьими наполнителями из Китая. Он составил бизнес-план, чтобы просчитать риски и понять, будет ли бизнес прибыльным. Документ также понадобился для заявки на грант.
3. Проведите анализ рынка
Ответьте себе на вопросы: кто будет покупать товар? что нужно этим людям? когда и как они покупают обычно? с кем вам придётся конкурировать? по каким ценам товар продают конкуренты, какими инструментами пользуются для рекламы и продвижения? какие тренды наблюдаются на рынке?
Провести анализ можно самостоятельно по открытым источникам. Изучите данные Росстата и ФНС, аналитических и отраслевых порталов, посмотрите сайты и прайс-листы конкурентов, проведите небольшой опрос потенциальных покупателей или поговорите с опытным предпринимателем в той сфере, где планируете создавать или развивать бизнес. Второй вариант — собрать фокус-группу или заказать маркетинговое исследование у экспертов.
Андрей изучал спрос на кошачьи наполнители на маркетплейсах: смотрел, какие бренды популярны, как выглядят карточки товаров, узнавал средние цены. Предприниматель заметил, что растёт популярность экологичных наполнителей. Результаты анализа Андрей вписал в бизнес-план.
4. Сформируйте финансовую модель проекта
В виде таблицы, где собраны все показатели, за счёт которых бизнес зарабатывает или будет зарабатывать. Сделать её можно в Excel, Google-таблицах или в специальных программах-конструкторах. Визуализируйте цифры с помощью графиков и диаграмм.
Сделайте прогноз продаж, укажите средний чек и частоту покупок. Посчитайте постоянные (аренда, зарплаты) и переменные (сырьё, логистика) расходы. Подготовьте прогноз движения денег, чтобы избежать кассовых разрывов.
Андрей оценил, что закупка первой партии обойдётся в 300 000 ₽, а ежемесячные расходы — логистика, хранение, комиссия маркетплейса за продажу — составят 50 000 ₽. При средней наценке 40% он планирует выйти на прибыль через четыре месяца.
5. Опишите свой продукт или услугу
Что вы предлагаете? В чём уникальность этого продукта? Какие проблемы клиентов он решает?
Андрей решил закупать биоразлагаемые наполнители из Китая, которые дешевле аналогов, но соответствуют тренду на экологичность. В бизнес-плане он подчеркнул, что его товар будет выгодно отличаться от «безответственных» конкурентов.
6. Разработайте маркетинговую стратегию
Опишите, как вы планируете продвигать продукт — с помощью рекламы, соцсетей, партнёрств с блогерами или другими путями. Обозначьте, какие каналы продаж будете использовать. Рассчитайте бюджет на маркетинг.
Андрей планирует продвигать товар при помощи рекламных инструментов маркетплейса, также он заложил бюджет на SEO-оптимизацию карточек товара.
7. Составьте организационный план
Определите, кто и за что будет отвечать, какие сотрудники ключевые и чем они будут заниматься. Распишите, как планируете их искать, нанимать и обучать.
Андрей займётся закупками и продвижением сам, а его жена поможет с упаковкой и отправкой заказов. Позже он планирует нанять курьера для доставки товара до сортировочного центра.
8. Подготовьте производственный план
Опишите процесс создания продукта — от закупки сырья до доставки клиенту. Какие технологии и оборудование будут использоваться? Если вы не планируете производить товар сами, распишите процесс закупки и логистику.
Товар будет приезжать из Китая морским транспортом, а затем храниться на складе. Андрей рассчитал сроки доставки и учёл возможные задержки на таможне.
9. Оцените риски
Подумайте, какие проблемы наиболее вероятны в вашей сфере: падение спроса, рост цен на сырьё, растущая конкуренция или что-то другое. Как вы с ними справитесь?
Андрей учёл, что возможны задержки поставок из-за сложной логистики, а также есть риск изменения курса валют. Он заложил 10% бюджета на непредвиденные расходы.
10. Оформите итоговый документ
Убедитесь, что он легко читается, содержит графики и таблицы там, где это уместно.
Андрей составил бизнес-план. В резюме он кратко описал, что планирует продавать на маркетплейсах экологичные кошачьи наполнители с наценкой 40% и что рынок показывает стабильный рост спроса на такие товары. Предприниматель добавил в документ таблицы с расчётами, график поставок и примеры карточек товара с маркетплейсов.
Всю информацию в бизнес-плане можно разделить на базовую и дополнительную. Сверьтесь с таблицей ниже, чтобы понять, какие ещё данные будет полезно указать в вашем случае.
База | Дополнения |
---|---|
Краткое резюме. О чём бизнес-план и сколько предпринимателю нужно денег | Цели, стратегия, миссия |
Информация о компании или её основателе. История создания, виды деятельности, предпринимательский, управленческий или маркетинговый опыт лидера. Иногда указывают активы, имущество, месторасположение, число сотрудников | Оргструктура компании, сведения о команде, структуре управления, квалификации менеджеров |
Описание продукта. Конкурентные преимущества и то, как он удовлетворяет потребности разной целевой аудитории. Перспективы развития продукта | Эскизы, графики, таблицы, схемы, фото продукта. Планы производства, оборудование, помещения, технологии, поставщики |
Характеристика и анализ рынка сбыта. Целевая аудитория, её платёжеспособность, конкуренты и перспективная доля рынка. Прогнозы и тренды. Описание воронки продаж, план и инструменты продвижения | Результаты маркетинговых исследований, позиционирование и сегментация |
Финансовый план. План продаж или прогноз выручки, прибыли и убытков. Помесячный прогноз движения денег, расчёт чистого дохода, рентабельности и срока окупаемости. Потребность в финансировании, условия возврата денег, смета расходов | Обоснование расходов. Риски и их индикаторы. Текущие бизнес-показатели, если компания уже работает |
Бизнес-план пригодится в том числе продавцам товаров и владельцам ПВЗ, ведь маркетплейсы — конкурентная среда, где важно понимать свои издержки, доходы и стратегию продвижения. Рассмотрим, что будет полезно включить в такой бизнес-план:
Бизнес-план будет полезен, чтобы получить финансирование и избежать лишних трат, научиться просчитывать риски и чётко понимать, как развивается ваш проект: как быстро он станет прибыльным и какие шаги нужно сделать для его масштабирования.
Помните, что документ нужно периодически обновлять. Делайте это, если на рынке происходят изменения, в экономике назревают новые тренды или если планируете реорганизацию компании. Старайтесь просчитывать сразу три сценария для бизнеса: пессимистичный, оптимистичный и реалистичный — так вы будете готовы к любым ситуациям.
Содержание статьи
Что такое бизнес-план
Что позволяет сделать бизнес-план
Виды бизнес-планов
Как составить бизнес-план
Специфика бизнес-плана для работы на маркетплейсах
автор «Бестселлера»
Поделиться:
Как проверять надёжность контрагентов
Подробно о красных флагах
Как ИП тратить деньги с расчётного счёта на себя
И какие могут быть подводные камни
Тайм-менеджмент из прошлого: что взять на заметку
Можно ли продавать на Ozon запчасти для тракторов и грузовиков?
Календарь предпринимателя на 2025 год
Дайджест рекламной платформы: февраль 2025 года
Главное за месяц
Что такое бизнес-ипотека
И почему это выгодная альтернатива аренде
7 зарубежных трендов
в онлайн-продажах
Рынок e-commerce в 2025 году