Бестселлер

Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами

Как составить бизнес-план

Девушка с бизнес-планом

Бизнес-план помогает предпринимателю разобраться, куда движется бизнес, как оптимизировать траты и где найти новые точки роста. А ещё без него не получится привлечь финансирование для проекта или воспользоваться господдержкой. Разберёмся, что представляет собой этот документ и как его составить — особенно если вы делаете это впервые.

Что такое бизнес-план

Бизнес-план — это детальный разбор вашего проекта. Он отражает стратегию развития, определяет цели и описывает пути их достижения. С помощью этого документа вы структурируете идеи, понимаете, как будет работать бизнес, оцениваете возможности и просчитываете риски.  

Что позволяет сделать бизнес-план

  • Просчитать экономику бизнеса: доходы, расходы, прибыль, сроки окупаемости, а также увидеть, какие статьи затрат самые значительные. 
  • Привлечь финансирование: банки и инвесторы запрашивают у предпринимателей бизнес-планы, чтобы оценить риски и перспективы проектов. Документ пригодится и при подаче заявок на гранты, субсидии и соцконтракты.
  • Поставить цели, наладить процессы и усилить контроль: в бизнес-плане вы чётко формулируете, каких результатов хотите достичь и за какой срок, он помогает отслеживать прогресс и вносить корректировки в стратегию.
  • Наметить план масштабирования: документ помогает понять (или «подумать на бумаге»), как развивать бизнес дальше.
  • Проанализировать риски: вы заранее выявите слабые места бизнеса и продумаете «план Б» на случай непредвиденных ситуаций.

Светлана решила выйти на маркетплейс и продавать свечи, которые изготавливает сама. Родители выделили ей часть семейных сбережений на закупку материала и рекламу, но девушка не посчитала все траты, не предусмотрела риски и не отложила деньги на непредвиденные расходы. Через два месяца Светлана поняла, что тратит больше, чем зарабатывает. После этого она решила написать бизнес-план — и теперь точно знает, на что уходят деньги, какой у неё доход и как избежать кассовых разрывов.

Может быть интересно

Как продавцам избежать кассового разрыва

Прочитать

Хороший бизнес-план «предсказывает» будущее проекта на этапе его запуска и помогает не потерять деньги спустя время.

Есть и неочевидные плюсы подготовки бизнес-плана:

  • усиливает позиции на переговорах с финансовыми партнёрами. Например, помогает убедить их, что покупка нового оборудования выгодна в долгосрочной перспективе;
  • позволяет наглядно презентовать идеи. Например, часть информации можно представить в виде таблиц, диаграмм или схем — такие данные люди воспринимают и усваивают легче;
  • полезен при продаже бизнеса. Покупатель может убедиться, что есть готовый план развития;
  • используется для тестирования гипотез и как страховка от импульсивных решений. Можно смоделировать ситуацию запуска новых линеек или выхода на новые рынки;
  • в сложных или кризисных ситуациях бизнес-план может служить опорой. У вас перед глазами будет документ, в котором просчитаны риски — падение спроса, проблемы с поставками, повышение комиссий и другие — и заранее составлен антикризисный план действий;
  • нужен, если владелец планирует масштабировать бизнес с помощью продажи франшизы;
  • некоторые стартап-акселераторы и бизнес-конкурсы требуют этот документ на этапе подачи заявки.

Рассматривайте бизнес-план как один из способов подготовиться к будущему и спланировать свои действия в современной турбулентной экономике. Можно вести бизнес, опираясь на интуицию, но без данных и анализа вы рискуете принимать решения на эмоциях. Это может привести к необдуманным и лишним тратам.

Виды бизнес-планов

Бизнес-планы бывают для внутреннего и внешнего использования. Если составляете документ «для себя» — пишите просто, но по существу. Если для инвесторов, банков или госструктур — расставьте дополнительные акценты: например, расскажите, что инвестиции будут потрачены на закупку материалов, оборудования, рекламу, оплату труда и позволят создать новые рабочие места, а затем вернутся в виде прибыли. 

  • Бизнес-план «для себя»

Часто пишут в произвольной форме. В таком документе достаточно крупными мазками указать цифры, тезисно описать перспективы и риски. Глубина проработки будет зависеть от ваших задач.

  • Для банков

У каждого банка есть свои требования к структуре и разделам бизнес-плана. Их можно найти в методических рекомендациях или узнать у кредитного консультанта. 

Иногда предприниматели корректируют бизнес-план не исходя из реалий, а под требования банка, чтобы тот не отказал в кредите. Например, указывают невыполнимый план продаж. Внимательно анализируйте свои возможности, чтобы понять, сможете ли вы добиться таких показателей, и заявляйте только достижимые цели. 

Если собираетесь запрашивать кредит в нескольких банках, можно взять за основу один из международных стандартов. С такой базой будет несложно адаптировать готовый бизнес-план под разные требования.

Существуют международные стандарты бизнес-планирования, на которые можно опираться при подготовке документа: от UNIDO — United Nations Industrial Development Organization, от Европейского банка реконструкции и развития — ЕБРР, от консалтинговой компании BFM Group, стандарт TACIS — Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States — или стандарт международной аудиторской компании KPMG. Знание этих стандартов пригодится, если запрашиваете крупный кредит или привлекаете большой объём инвестиций. 

  • Для инвесторов

Вам нужно убедить людей, что они не зря вложат деньги в проект. Опишите конкурентные преимущества своего продукта и задачу, которую он решает. Важно подчеркнуть, какой объём инвестиций потребуется, их рентабельность, период окупаемости. 

  • Для государства

Государство поддерживает предпринимателей: например, выделяет гранты и субсидии, предлагает заключить соцконтракт или воспользоваться льготным лизингом. Чтобы доказать серьёзность намерений, вам предстоит подготовить бизнес-план. Требования к нему оговариваются в каждом конкретном случае.

По этой теме 

Меры поддержки предпринимателей в 2025 году

Прочитать

Через полгода после начала работы Светлана решила расширить ассортимент. Она узнала, что может получить грант на развитие бизнеса, так как подходит под критерий «молодой предприниматель». Светлана подготовила бизнес-план, подала заявку, прошла обучение от центра «Мой бизнес». Получив грант, Светлана направила его на покупку оборудования и рекламу новых свечей.

Как составить бизнес-план

Универсальной структуры не существует, всё зависит от ваших целей. Рассмотрим общие рекомендации.

1. Подготовьте общую информацию о бизнесе 

Сюда можно отнести:

  • систему налогообложения;
  • таможенные пошлины, если предполагается импорт или экспорт;
  • список затрат — постоянных и переменных;
  • численность персонала, размер фонда оплаты труда;
  • потребность в сырье и материалах, их стоимость;
  • объёмы производства, себестоимость;
  • объём продаж, сезонность.

2. Определите цель

Вам нужны инвестиции, кредит или вы претендуете на грант? Вы хотите увеличить продажи, запустить новый продукт или выйти на незнакомый рынок? От этого будет зависеть, на чём делать акцент в документе.

Андрей решил торговать на маркетплейсе кошачьими наполнителями из Китая. Он составил бизнес-план, чтобы просчитать риски и понять, будет ли бизнес прибыльным. Документ также понадобился для заявки на грант.

3. Проведите анализ рынка

Ответьте себе на вопросы: кто будет покупать товар? что нужно этим людям? когда и как они покупают обычно? с кем вам придётся конкурировать? по каким ценам товар продают конкуренты, какими инструментами пользуются для рекламы и продвижения? какие тренды наблюдаются на рынке? 

Провести анализ можно самостоятельно по открытым источникам. Изучите данные Росстата и ФНС, аналитических и отраслевых порталов, посмотрите сайты и прайс-листы конкурентов, проведите небольшой опрос потенциальных покупателей или поговорите с опытным предпринимателем в той сфере, где планируете создавать или развивать бизнес. Второй вариант — собрать фокус-группу или заказать маркетинговое исследование у экспертов.

Андрей изучал спрос на кошачьи наполнители на маркетплейсах: смотрел, какие бренды популярны, как выглядят карточки товаров, узнавал средние цены. Предприниматель заметил, что растёт популярность экологичных наполнителей. Результаты анализа Андрей вписал в бизнес-план.

4. Сформируйте финансовую модель проекта

В виде таблицы, где собраны все показатели, за счёт которых бизнес зарабатывает или будет зарабатывать. Сделать её можно в Excel, Google-таблицах или в специальных программах-конструкторах. Визуализируйте цифры с помощью графиков и диаграмм.

По этой теме

Виды прибыли: какие бывают и зачем в них разбираться

Прочитать

Сделайте прогноз продаж, укажите средний чек и частоту покупок. Посчитайте постоянные (аренда, зарплаты) и переменные (сырьё, логистика) расходы. Подготовьте прогноз движения денег, чтобы избежать кассовых разрывов.

Андрей оценил, что закупка первой партии обойдётся в 300 000 ₽, а ежемесячные расходы — логистика, хранение, комиссия маркетплейса за продажу — составят 50 000 ₽. При средней наценке 40% он планирует выйти на прибыль через четыре месяца. 

5. Опишите свой продукт или услугу

Что вы предлагаете? В чём уникальность этого продукта? Какие проблемы клиентов он решает?

Андрей решил закупать биоразлагаемые наполнители из Китая, которые дешевле аналогов, но соответствуют тренду на экологичность. В бизнес-плане он подчеркнул, что его товар будет выгодно отличаться от «безответственных» конкурентов.

6. Разработайте маркетинговую стратегию

Опишите, как вы планируете продвигать продукт — с помощью рекламы, соцсетей, партнёрств с блогерами или другими путями. Обозначьте, какие каналы продаж будете использовать. Рассчитайте бюджет на маркетинг.

Андрей планирует продвигать товар при помощи рекламных инструментов маркетплейса, также он заложил бюджет на SEO-оптимизацию карточек товара.

7. Составьте организационный план

Определите, кто и за что будет отвечать, какие сотрудники ключевые и чем они будут заниматься. Распишите, как планируете их искать, нанимать и обучать.

Андрей займётся закупками и продвижением сам, а его жена поможет с упаковкой и отправкой заказов. Позже он планирует нанять курьера для доставки товара до сортировочного центра.

8. Подготовьте производственный план

Опишите процесс создания продукта — от закупки сырья до доставки клиенту. Какие технологии и оборудование будут использоваться? Если вы не планируете производить товар сами, распишите процесс закупки и логистику.

Товар будет приезжать из Китая морским транспортом, а затем храниться на складе. Андрей рассчитал сроки доставки и учёл возможные задержки на таможне.

9. Оцените риски

Подумайте, какие проблемы наиболее вероятны в вашей сфере: падение спроса, рост цен на сырьё, растущая конкуренция или что-то другое. Как вы с ними справитесь?

Андрей учёл, что возможны задержки поставок из-за сложной логистики, а также есть риск изменения курса валют. Он заложил 10% бюджета на непредвиденные расходы.

10. Оформите итоговый документ

Убедитесь, что он легко читается, содержит графики и таблицы там, где это уместно.

Андрей составил бизнес-план. В резюме он кратко описал, что планирует продавать на маркетплейсах экологичные кошачьи наполнители с наценкой 40% и что рынок показывает стабильный рост спроса на такие товары. Предприниматель добавил в документ таблицы с расчётами, график поставок и примеры карточек товара с маркетплейсов.

Всю информацию в бизнес-плане можно разделить на базовую и дополнительную. Сверьтесь с таблицей ниже, чтобы понять, какие ещё данные будет полезно указать в вашем случае. 

БазаДополнения
Краткое резюме. О чём бизнес-план и сколько предпринимателю нужно денег Цели, стратегия, миссия
Информация о компании или её основателе. История создания, виды деятельности, предпринимательский, управленческий или маркетинговый опыт лидера. Иногда указывают активы, имущество, месторасположение, число сотрудниковОргструктура компании, сведения о команде, структуре управления, квалификации менеджеров
Описание продукта. Конкурентные преимущества и то, как он удовлетворяет потребности разной целевой аудитории. Перспективы развития продуктаЭскизы, графики, таблицы, схемы, фото продукта. Планы производства, оборудование, помещения, технологии, поставщики
Характеристика и анализ рынка сбыта. Целевая аудитория, её платёжеспособность, конкуренты и перспективная доля рынка. Прогнозы и тренды. Описание воронки продаж, план и инструменты продвиженияРезультаты маркетинговых исследований, позиционирование и сегментация
Финансовый план. План продаж или прогноз выручки, прибыли и убытков. Помесячный прогноз движения денег, расчёт чистого дохода, рентабельности и срока окупаемости. Потребность в финансировании, условия возврата денег, смета расходовОбоснование расходов. Риски и их индикаторы. Текущие бизнес-показатели, если компания уже работает

Специфика бизнес-плана для работы на маркетплейсах

Бизнес-план пригодится в том числе продавцам товаров и владельцам ПВЗ, ведь маркетплейсы — конкурентная среда, где важно понимать свои издержки, доходы и стратегию продвижения. Рассмотрим, что будет полезно включить в такой бизнес-план:

  • анализ рынка, в котором вы рассмотрите товары и карточки в вашей категории, цены и методы продвижения конкурентов;
  • тариф маркетплейса за продажу, затраты на доставку, хранение и обработку товаров. Также спланируйте расходы на возвраты и утилизацию нереализованного товара;
  • обратите внимание на сезонные колебания спроса, например связанные с высоким сезоном или подготовкой к новому учебному году;
  • уточните, нужны ли в вашем случае лицензии и сертификаты и какой бюджет вам необходим, чтобы их получить;
  • планируйте расходы на продвижение;
  • используйте аналитику маркетплейса, чтобы спрогнозировать спрос и запланировать закупку. Изучайте данные о популярных категориях, трендах и поведении клиентов.

Выводы

Бизнес-план будет полезен, чтобы получить финансирование и избежать лишних трат, научиться просчитывать риски и чётко понимать, как развивается ваш проект: как быстро он станет прибыльным и какие шаги нужно сделать для его масштабирования.

Помните, что документ нужно периодически обновлять. Делайте это, если на рынке происходят изменения, в экономике назревают новые тренды или если планируете реорганизацию компании. Старайтесь просчитывать сразу три сценария для бизнеса: пессимистичный, оптимистичный и реалистичный — так вы будете готовы к любым ситуациям.

Научим просчитывать экономику проекта уже на старте 

На бесплатном курсе от Ozon Обучение

Поделиться:

Содержание статьи

Елена Тимофеева

Елена Тимофеева

автор «Бестселлера»

Поделиться:

Читать также