8 полезных книг про бизнес для начинающих предпринимателей
Как запатентовать название и логотип торговой марки
Почему не стоит медлить с регистрацией своего бренда
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
«Войти в поток» — один из способов сосредоточиться на делах и стать результативнее. Но действительно ли это работает? В статье разбираемся, кто придумал концепцию потока, может ли она выручить на работе и в бизнесе и что говорит наука.
Термин «поток» возник благодаря психологу венгерского происхождения Михаю Чиксентмихайи. В 1970-х годах он начал изучать, что делает людей счастливыми, и обнаружил, что в моменты наивысшей радости и продуктивности многие чувствуют себя похожим образом: полностью погружаются в деятельность и испытывают удовольствие от процесса. Именно это состояние он назвал потоком.
Чиксентмихайи провёл обширное исследование: он опрашивал художников, спортсменов, учёных и других специалистов, чтобы понять, что объединяет их опыт. На основе интервью психолог разработал теорию о том, как возникает поток, и выявил его ключевые характеристики.
Концепция потока стала широко известна в 1990 году после выхода книги Чиксентмихайи «Поток: Психология оптимального переживания». В этой работе он подробно описал, как состояние потока может улучшить качество жизни и повысить продуктивность.
Книгу перевели на многие языки, а потоком заинтересовались не только психологи, но и педагоги, спортивные тренеры и бизнес-коучи. Сейчас понятие потока часто используют в программах мотивации и личностного роста.
Быть в потоке — значит полностью вовлекаться в задачу, теряя ощущение времени и чувствуя удовлетворение от процесса работы. Когда вы в потоке, каждый шаг естественно вытекает из предыдущего, а ваши действия и решения становятся интуитивными, почти автоматическими. Считается, что это состояние помогает увеличить производительность, стать креативнее и по-новому взглянуть на привычные занятия.
Вот основные характеристики потока согласно Чиксентмихайи:
Состояние потока может возникать в самых разных сферах деятельности. Например, в нём люди творческих профессий часто генерируют уникальные идеи, спортсмены чувствуют, что их движения становятся более координированными, а родители испытывают больше радости от игр с детьми.
Поток помогает достичь высоких результатов и в повседневных делах, и в бизнес-проектах. Например, если вы продаёте товары на маркетплейсах, поток может быть полезен в таких задачах:
Подготовка продающих карточек товара. Создание привлекательных описаний и инфографики требует креативности и сосредоточенности — в потоке вы сможете предлагать свежие идеи и придумывать, как выделиться на фоне конкурентов.
Разработка и оптимизация ассортимента. Фокусируясь на пользе и востребованности товаров, вы сможете лучше понять, что пользуется спросом, добавлять новые продукты в магазин и улучшать те, у которых низкие продажи.
Управление отзывами и репутацией. Поток поможет детальнее проанализировать обратную связь покупателей — будет проще определиться, как реагировать на недовольство и увеличить количество позитивных реакций.
Планирование маркетинговой стратегии. В состоянии потока можно поразмышлять, как увеличить продажи: задействовать инструменты продвижения, составлять график распродаж и рассчитывать скидки.
Состояние потока не всегда может быть уместным — вот несколько сценариев, когда его не рекомендуют применять:
Состояние потока и его влияние много изучают в психологии и нейробиологии. Например, один эксперимент показал, что чем чаще люди находятся в потоке, тем креативнее они становятся. А другое исследование говорит, что состояние потока вызывает у сотрудников положительные эмоции и удовлетворённость работой.
Тем не менее эффективность потока ещё полностью не доказана — в основном потому, что учёные спорят, что считать потоком и как его измерить. Есть несколько теорий, какая часть мозга отвечает за пребывание в потоке, но пока это лишь предположения.
Чтобы войти в поток, не нужно применять специальные навыки или сложные техники — достаточно создать подходящие условия, чтобы сосредоточиться.
Определите задачу и цель. Выберите оптимальную по сложности задачу, разбейте её на конкретные шаги и сформулируйте, чего хотите достичь. Например, обновить карточки десяти товаров, чтобы сделать контент понятнее и привлекательнее.
Организуйте пространство. Убедитесь, что вас ничего не будет отвлекать: уединитесь, выключите уведомления, закройте ненужные вкладки в браузере. Чтобы настроиться, можно выполнить небольшой ритуал: помедитировать пять минут, зажечь свечи или послушать ненавязчивую музыку.
Сосредоточьтесь на процессе. Начните работу, уделяя внимание каждому шагу. Можно отслеживать промежуточные итоги, но не отвлекайтесь на мысли о конечном результате: в потоке важно погрузиться в настоящий момент.
Делайте перерывы. Если чувствуете, что начали терять концентрацию, отдохните: сделайте разминку, дыхательные упражнения, ненадолго выйдите на улицу. Во время перерыва не стоит переключаться на другие задачи или заходить в соцсети — так можно сбить фокус.
Проведите анализ. Когда завершите работу, спросите себя, какие эмоции вы испытывали, получилось ли достичь целей, работали ли вы продуктивнее, чем обычно. Оцените, что помогло войти в состояние потока, а что, наоборот, мешало.
Состояние потока — субъективный чувственный опыт. Если он не приносит ожидаемого результата или не соответствует вашему стилю работы, это нормально — всегда можно попробовать другие техники, чтобы придумать интересные идеи или увеличить продуктивность. Будьте открыты к новому, экспериментируйте и адаптируйте разные подходы под свои потребности и задачи.
Содержание статьи
Как появилось понятие потока
Что значит «быть в потоке»
В каких ситуациях поток помогает, а в каких нет
Эффективен ли поток с научной точки зрения
Как войти в состояние потока
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Как запатентовать название и логотип торговой марки
Почему не стоит медлить с регистрацией своего бренда
Как начать продавать бижутерию на Ozon?
На вопрос читателя отвечает Роман Ларионов, эксперт маркетплейса
Как найти свою целевую аудиторию на маркетплейсе
Как предпринимателю поддерживать мотивацию
Закон о регистрации блогеров
Что делать, если у вас больше 10 000 подписчиков
Соцконтракт: как получить от государства 350 000 ₽
Стартовый капитал на открытие бизнеса на Ozon
Как продавать живые ёлки на Ozon?
На вопрос читателя отвечает Юлия Федирко, эксперт маркетплейса