Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Как вернуть товары на Ozon

Полка с коробками Ozon

Клиенты возвращают товар по разным причинам: не подошёл размер или цвет, комплектация неполная или брак. Правда, отправить назад можно не всю продукцию и не всегда. В статье рассказали, какие товары и в каком состоянии можно вернуть и как выглядит эта процедура для покупателя и для продавца.

Условия возврата товара на Ozon 

Товары можно поделить на три большие группы: невозвратная продукция, товары надлежащего качества, брак или заказы, к исполнению которых есть претензия (нет части товара, упаковка испорчена при транспортировке и другие). Для каждой из трёх групп действуют свои правила ― рассказываем.

Товары, которые вернуть нельзя

Это цифровые продукты надлежащего качества, например полные версии электронных книг, а также товары, сделанные на заказ, например посуда с гравировкой.

Бракованные товары

Согласно условиям возврата на Ozon, товар считают браком, если:

  • он не работает;
  • присутствуют видимые повреждения, хотя товаром ещё не пользовались;
  • пришла подделка. 

Сроки, в которые можно вернуть бракованные товары, зависят от категории продукции.

В течение 3 днейВ течение 7 днейВ течение 15 днейВ течение 30 дней (с подпиской Premium — 60 дней)
Цифровые товары 
  • Цифровые товары на физическом носителе ― флешке, диске и т. д.
  • Непериодические издания: книги, брошюры, альбомы, календари и т. д.
  • Предметы личной гигиены
  • Искусственные ёлки
  • Чулки, носки, колготки, бельё
  • Товары из категории «Готовые проекты»

 

Технически сложные товары ― например, часы или электротехника

 

Все оставшиеся товары, кроме тех, которые не подлежат возврату

Товары надлежащего качества 

В отличие от шопинга в офлайн-магазине, где больше ограничений относительно возврата, по закону о дистанционной торговле клиент может вернуть на маркетплейс любые товары надлежащего качества. На Ozon — в течение 30 дней. А если он подключил подписку Ozon Premium, то в течение 60 дней. Но есть несколько исключений. 

В течение 1 дня*В течение 3 днейВ течение 7 днейВ течение 15 дней
  • Зоокорм
  • Живые цветы и растения
  • Живые ёлки
  • Лекарственные средства, в том числе для животных
  • Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и камней
  • Сим-карты любых операторов

 

*при условии, что привезли не тот товар, размер или цвет; не хватает части комплекта; истёк срок годности или товар повредили при доставке

Любой товар, если проблема заключается не в продукции, а в том, как исполнен заказ: привезли не ту позицию, повредили во время доставки или недостаёт комплекта ― например, три бокала вместо четырёх

 

  • Цифровые товары на физическом носителе
  • Непериодические издания: книги, брошюры, альбомы, календари и т. д.
  • Предметы личной гигиены
  • Искусственные ёлки
  • Чулки, носки, колготки, бельё
  • Мебельные гарнитуры бытового назначения
  • Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты
  • Медизделия
  • Авто- и мотозапчасти
  • Технически несложная электроника, вроде смартфона
  • Технически сложные товары любой категории
  • Антиквариат и предметы искусства
  • Товары из категории «Готовые проекты»
Технически сложные товары — например, часы или электронные приборы 

По гарантийному сроку товар можно вернуть в течение года или двух, если продавец указал это в карточке товара.

Срок гарантии можно найти в характеристиках товара рядом с фото

Если на товар не действует гарантия продавца или производителя, Ozon устанавливает свою ― 365 дней. Для продавца это значит, что меньше года гарантии быть не может, а для покупателя — что если такая продукция сломается, в течение года он может бесплатно отремонтировать её в партнёрских сервисных центрах Ozon или оформить возврат, если такой центр выдаст акт о неремонтопригодности.

В каком состоянии клиент может вернуть товар

В случае с исправными товарами для возврата нужно, чтобы: 

  • не было следов использования или носки;
  • потребительские свойства, упаковка, ярлыки, комплектация и товарный вид оставались в норме. Например, вернуть только один из двух томов книги или косметику в разбитой баночке не получится;
  • не было вмешательств в программные настройки, если речь идёт об электронных устройствах. Так, на смартфоне нельзя удалять предустановленные приложения или загружать новые; 
  • сроки годности не были нарушены. К примеру, нельзя вернуть шампунь, если его забрали с действующим сроком годности, но не использовали вовремя — и к этому моменту он истёк. Если сроки истекли на момент получения, то можно, ― тогда это считается браком.

Если нужно вернуть брак, упаковку маркетплейса сохранять не обязательно ― можно без неё, но важно, чтобы сам товар был в той же таре, в какой его купили. Например, если это шампунь с истёкшим сроком годности, то во флаконе. 

Клиенту нужно будет доказать в заявке на возврат брака, что товар ненадлежащего качества: не работает, подделка или сильно повреждён. Например, сравнить даты на упаковке шампуня и день создания заказа, показать, что фен не включается или одежда серьёзно отличается от модели на сайте производителя.

Как клиенту Ozon оформить возврат 

Сначала нужно заполнить заявку на возврат, дождаться решения по ней и только потом оформлять обратную доставку товара.

Заявка на возврат

Подать заявку можно на сайте или в приложении маркетплейса. Для этого нужно: 

  1. Зайти в «Мои заказы» и выбрать тот, который надо отправить назад.
  2. Нажать «Вернуть товары» и выбрать те позиции, которые нужно вернуть.
  1. Заполнить заявку на возврат. В ней нужно указать реальную причину возврата, даже если вещь просто не понравилась или уже не нужна. Если речь идёт о браке, то описать его. Важно добавить фотографии ― в первую очередь именно они нужны для принятия решения по заявке.

После этого заявку могут либо одобрить, либо отклонить, а также ― предложить частичный возврат средств. Следить за статусом можно в разделе «Возвраты». Если заявку одобрят, дальше нужно следовать инструкциям по передаче товара — в email или в личном кабинете.

Если заявку отклонил продавец, клиент может открыть спор. Если это сделал маркетплейс, то нет. 

Способы вернуть товар 

  1. Через пункт выдачи. Покупатель приходит в ПВЗ в течение 7 дней, называет номер заявки на возврат и передаёт товар. Причём пункт выдачи может быть любой, не только тот, в котором он получал заказ. 
  2. Через курьера. Покупатель может оформить такой возврат, если ждёт курьера с другой посылкой. Тогда сотрудник передаст новый заказ, а старый заберёт на возврат. Чтобы отправить возврат, клиенты с подпиской Premium могут вызвать курьера отдельно при условии, что товар был изначально доставлен курьером. Даже если активных доставок нет или выбрана опция «Оставить у двери». 
  3. Через Почту России. Покупатель относит посылку в отделение почты, где сообщает оператору, что возвращает заказ на Ozon, называет трек-номер из заявки на возврат, номер заявки и следует инструкциям по упаковке. Подробнее в «Базе знаний»
  4. Через Ozon Global. Есть два способа ― через ПВЗ или по договорённости с продавцом, то есть через транспортную компанию, например СДЭК или Почту России с отслеживанием. 
    В первом случае всё как в первом пункте, а во втором — покупатель отправляет товар по адресу, который получил от продавца в ответ на заявку о возврате в течение 7 дней. Возможно, нужно будет отправлять в Турцию, Китай или другую страну. 
  5. По инструкции продавца. Сообщение с адресом склада или пункта приёма возвратов придёт в личный кабинет.

Все данные для оформления почтового отправления будут в ответе на заявку. Деньги вернутся и за товар, и за пересылку. Подробнее в «Базе знаний»

Когда придут деньги за возврат

В течение 2–10 дней с того момента, как товар вернулся на маркетплейс или к продавцу, покупатель получает полную сумму, которую заплатил за товар. Деньги поступают на тот же счёт, с которого была совершена покупка. 

Как продавцу Ozon забрать возврат 

Процедура включает в себя работу с заявкой, подготовку документов и поездку за возвращёнными товарами. 

Заявка на возврат

Продавец может принять заявку на возврат либо отказать покупателю, а также ― оставить товар у клиента, вернув при этом деньги ― все или какую-то часть. В последнем случае продавец сам выбирает сумму, которую готов предложить. 

Эта опция называется полная или частичная компенсация. Подходит для тех случаев, когда товар невыгодно везти обратно, а дефект напрямую не влияет на его работу, например это царапина или небольшая вмятина. 

Способы забрать возврат

Процедура получения возвратов, список документов, которые нужно предоставить, и сроки отличаются для продавцов разных схем. Лучше прочитать про это в «Базе знаний» маркетплейса: для FBOдля FBS и для realFBS. 

Оплата возврата

В случае возврата продавец получит перерасчёт как за товары надлежащего качества, так и за брак: маркетплейс вернёт вознаграждение за продажу и стоимость изделия, но вычтет цену обратной логистики. Подробнее о расходах при возвратах

Стоимость, количество и другую статистику по возвратам можно посмотреть в ежемесячном отчёте по продажам.

Поделиться:

Содержание статьи

Дарина Земляных

Дарина Земляных

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также