Ходовой товар: как его найти
Как вывести свой бренд на маркетплейс
Гайд для предпринимателей
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Кажется, что для успешных продаж на Ozon достаточно написать в карточках товаров побольше ключевых запросов, чтобы зацепить каждого, а потом наблюдать, как покупатели сметают товары со складов. Но на самом деле, если пытаться охватить всех и сразу, легко проиграть конкурентам, которые прицельно работают со своей аудиторией. Разобрались, зачем изучать своих покупателей и как это поможет реализовать даже самые амбициозные планы продаж.
Давайте представим Анну, которая торгует расчёсками на Ozon. Анна уверена, что её товар нужен всем: и мужчинам, и женщинам, и бабушкам, и детям, — и написала об этом в карточке товара. А ещё добавила, что расчёски удобно класть в дорожный набор, кроме того, они подходят для укладки кудрявых волос. Анна не изучала свою целевую аудиторию, потому что думала, что такие исследования нужны только большим компаниям, а в итоге теряет покупателей.
Целевая аудитория (ЦА) — группа людей, которых объединяют схожие интересы и потребности. Чтобы удовлетворить запросы, им нужны похожие товары или услуги.
Если Анна хочет найти новых клиентов и не потерять постоянных покупателей, ей стоит проанализировать три группы ЦА:
Анализ ЦА помогает определить:
Чем лучше вы знаете своих покупателей, тем проще составить эффективную маркетинговую стратегию, подобрать сопутствующие товары и даже определиться с ценой.
Есть как минимум пять причин, по которым предпринимателям на маркетплейсах стоит изучить свою ЦА.
Если вы хорошо представляете, кто и с какой целью заказывает ваши товары, то можете спрогнозировать, что ещё понадобится клиентам, и добавить новые товары в ассортимент. Например, если ядро покупателей — подростки и их родители, скорее всего, им понравятся яркие и трендовые товары по невысокой цене. А дорогие вещи в классическом стиле не будут пользоваться спросом.
Так, Анна узнала, что её клиентки — это женщины от 25 до 40 лет, которых волнует не только красота, но и здоровье волос. Анна сделала выводы и заказала у поставщиков разные типы расчёсок из натуральных материалов, а также добавила в ассортимент ухаживающую косметику для кожи головы.
Цены часто зависят не только от себестоимости и издержек на продажу, но и от того, сколько покупатели готовы платить за товар. Один и тот же хлеб может стоить по-разному в магазине экономкласса и гастрономе, который находится в посёлке дорогих вилл.
Анна определила, что большинство её покупательниц регулярно позволяют себе спонтанные покупки до 5000 ₽, а значит, без труда смогут приобрести расчёску за 1500 ₽, если этого захотят.
На основе описания целевой аудитории проще показать товар так, чтобы зацепить именно ваших покупателей. Сделайте акцент на решении проблем, которые волнуют ЦА, когда заполняете описание и готовите rich-контент. Если организуете съёмку с моделями — выберите типажи, наиболее близкие к портрету вашей ЦА.
Анна обновила карточки каждого товара. В описаниях она подчеркнула, как расчёски ухаживают за волосами, помогают ли они росту волос, подходят ли для укладки. Самое важное Анна вынесла в инфографику, чтобы потенциальные покупатели узнали о преимуществах сразу, даже если ещё не кликнули на товар.
Даже базовые знания о поле, возрасте, географии и интересах потенциальных клиентов помогут точнее настроить продвижение в рекламных сетях и сэкономить на стоимости показа или клика. Если вы к тому же представляете потребительское поведение своих клиентов и то, насколько они чувствительны к скидкам и бонусам, то сможете выбрать эффективные программы лояльности.
Аудитория Анны привыкла делиться своим мнением о товарах в чатах по интересам. Зная это, Анна подключила инструмент «Отзывы за баллы», чтобы покупательницы рассказывали о своём опыте использования расчёсок и средств для ухода за волосами в карточках товаров на Ozon.
Географию уже сделанных заказов можно узнать в любой момент. А вот чтобы понимать, где сконцентрированы ваши потенциальные покупатели, стоит изучить целевую аудиторию. На основе новых данных будет проще планировать, на какие склады необходимо поставить больше товаров, а на какие меньше.
Анна выяснила, что большинство потенциальных покупательниц живёт в Москве и Петербурге, поэтому она сделала акцент на поставки товаров в сортировочные центры этих городов. В остальных регионах Анна решила понаблюдать за реальным спросом — и на основе этих данных увеличивать или уменьшать объёмы поставок.
Чтобы узнать больше о своей целевой аудитории, не обязательно нанимать маркетинговые агентства — можно справиться и своими силами.
1. Соберите данные о рынке или сегменте товаров из открытых источников
Поищите исследования, которые проводили маркетинговые агентства, производители, ретейлеры или маркетплейсы, почитайте интервью и отчёты конкурентов.
2. Опросите существующих клиентов
Узнайте, что побудило купить их ваш товар, что мешало принять решение, из каких вариантов выбирали и на что ориентировались.
3. Изучите конкурентов
Проанализируйте, к какой аудитории обращаются конкуренты в своих коммуникациях, какие преимущества товаров подсвечивают в карточках, почитайте отзывы покупателей о товарах.
4. Используйте инструмент «Портрет покупателя»
С его помощью вы сможете получить статистику по своим клиентам — тем, кто покупал ваши товары, интересовался ими или заказывал товары в ваших категориях. Доступны данные о географии, поле, возрасте и среднем чеке.
Также вы можете выбрать сегмент покупателей на площадке в целом и сравнить его со своими клиентами.
Пересматривать портрет целевой аудитории полезно перед каждым обновлением ассортимента. Не стоит опираться только на ощущения, верить, что ЦА похожа на вас или что товар «нужен всем». Глубокое знание аудитории и фокус на ней позволят увеличить объёмы продаж и при этом снизить расходы на продвижение.
Содержание статьи
Что такое целевая аудитория
Зачем изучать свою целевую аудиторию
Как определить целевую аудиторию
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Как вывести свой бренд на маркетплейс
Гайд для предпринимателей
Как оформлять карточки товаров для разных поколений
От бумеров до поколения альфа
Как увеличить конверсию: способы продавать больше
Как превратить посетителя в покупателя
Дайджест рекламной платформы: октябрь 2024 года
Как провести SWOT-анализ
бизнеса
Как работает фотоворонка на маркетплейсе
Чем отличаются схемы работы на Ozon
И как выбрать самый выгодный вариант для своего бизнеса
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе