Как мотивировать и сплотить команду сотрудников пункта выдачи заказов (ПВЗ)
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Иногда конфликт идёт на пользу бизнесу — но чаще подрывает командный дух и производительность. Рассказываем, как выявить токсичного сотрудника и конструктивно решать конфликты в команде.
Рабочие конфликты могут приносить пользу: они помогают найти новые неожиданные решения, вскрывают проблемы и показывают точки роста. Но это происходит, только если коллеги фокусируются на общей цели и внимательно относятся к аргументам — другими словами, если конфликт конструктивный.
В конструктивных конфликтах участники стараются улучшить ситуацию, а в деструктивных — победить оппонента.
Разберём на примере: представьте, что на работу в пункт выдачи заказов маркетплейса приходит новый администратор. Он видит, что в складском помещении заказы разложены бессистемно. На такую ситуацию можно отреагировать по-разному:
Деструктивный конфликт | Конструктивный конфликт |
---|---|
В первый же день администратор заявляет работнику склада: — Что у вас тут за бардак? Вы совсем не умеете сортировать заказы? Срочно расставьте всё по порядку! Сотрудник ПВЗ злится, но вынужден подчиниться и отсортировать заказы. Наводит порядок так, как ему кажется правильным, однако администратора это всё ещё не устраивает. Конфликт продолжается, отношения между коллегами испорчены. | Администратор решает понаблюдать. Выясняется, что сотрудники склада путаются и подолгу ищут нужный заказ. На общем сборе он предлагает: — Я заметил, что вам бывает сложно найти заказы. Мне кажется, систему хранения можно улучшить, например вот по такой схеме. Попробуем? Сотрудники соглашаются, что проблема существует, вносят коррективы в предложение администратора и наводят порядок. С новой системой находить и выдавать заказы получается быстрее. |
Конструктивный конфликт может стать деструктивным, если участники дадут волю эмоциям или не будут готовы к компромиссу. И наоборот, деструктивный конфликт можно направить в нужное русло, если вовремя вмешаться и сконцентрироваться на поиске решения.
Большинство людей не склонны к постоянным стычкам на работе. Но если в команде оказывается даже один конфликтный сотрудник, то он не просто заставляет коллег нервничать — он влияет на всю смену, отдел или даже компанию.
В спорных ситуациях важна роль руководителя. Если он игнорирует конфликты, подчинённые приходят к выводу, что начальник одобряет такое поведение, негатив растёт, и часть сотрудников увольняется. Так, бизнес-школа при MIT выявила, что среди причин увольнения токсичная корпоративная культура находится на первом месте. А исследование на китайских предприятиях показало, что токсичная среда может привести к выгоранию и тревожности.
Токсичный сотрудник не всегда открыто скандалит и грубит окружающим, он может провоцировать конфликты иначе. Американский психолог Роберт Брэмсон выделил несколько типов «сложных» сотрудников:
Вычислить токсичного сотрудника на собеседовании бывает сложно — часто характер раскрывается уже в работе. Чтобы распознать источник конфликта, руководителю следует:
Важно различать, когда конфликт возникает из-за конкретного человека, а когда из-за объективных сложностей. Сотрудники могут поссориться, если у них слишком много работы, дублируются задачи или размыта зона ответственности.
Например, вы заметили, что сборщики часто пререкаются с курьерами, а те грубят им в ответ. Возможно, причина не в работниках, а в процессах — например, сборщики не справляются с количеством заказов, задерживают упаковку товара, поэтому курьеры теряют время и нервничают. Искать виноватых нет смысла — лучше подумать, как распределить нагрузку, или нанять ещё одного сборщика.
Не спешите увольнять «проблемных» работников: далеко не всегда они провоцируют конфликты нарочно, а иногда могут даже не осознавать, что причиняют кому-то неудобства. Сначала попробуйте разобраться в ситуации.
Если всё это не помогло — расставайтесь. Чтобы избавиться от конфликтов, нужны усилия с обеих сторон. Важно признать, что не все готовы меняться: если после диалога человек продолжает вести себя по-прежнему, возможно, с ним лучше расстаться, чтобы не множить негатив в команде.
Вряд ли получится избавиться от всех разногласий на работе — но можно создать здоровую атмосферу, в которой сотрудники решают конфликты конструктивно. Вот что для этого можно сделать:
Личный пример основателя прекрасно работает в маленьких компаниях. Когда бизнес растёт, конструктивный подход к решению конфликтов сотрудникам транслируют линейные руководители. И если в итоге все члены команды поддерживают здоровую атмосферу, то конфликтный работник в ней просто не приживётся.
Содержание статьи
Чем отличаются конструктивные конфликты от деструктивных
Как проблемный сотрудник может навредить команде
Типы конфликтных сотрудников
Что делать с конфликтным сотрудником
Как создать здоровую рабочую среду
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Как провести SWOT-анализ
бизнеса
Чтобы взглянуть на своё дело по-новому
Как вывести свой бренд на маркетплейс
Гайд для предпринимателей
ПВЗ — хорошо, а с франшизой курьерской доставки ещё лучше
Чем отличаются схемы работы на Ozon
И как выбрать самый выгодный вариант для своего бизнеса
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе