Себестоимость — это общая сумма всех затрат на создание товара или услуги, а если бизнес построен на перепродаже — то на приобретение товара у поставщика. Подсчёт себестоимости помогает правильно устанавливать цены для покупателей и получать прибыль.
― В расчёт себестоимости товара включают два типа затрат ― прямые и косвенные. К прямым относятся затраты, непосредственно связанные с производством продукта: например, закупка материалов, оплата труда работников, амортизация оборудования. А к косвенным ― связанные с ведением бизнеса в целом: например, стоимость аренды помещений и коммунальные платежи.
― Производителям, которые продают свои товары на Ozon, важно включать в себестоимость изделия вознаграждение маркетплейса за продажу, стоимость логистики и продвижения товара.
Как рассчитать себестоимость
Рассмотрим на примере: у Виталия бизнес — он производит посуду и продаёт её на маркетплейсе. Чтобы развивать дело, Виталий арендовал помещение, где разместились производственный цех и склад, приобрёл в лизинг оборудование, закупил материалы и упаковку, нанял сотрудников.
С Ozon Виталий работает по схеме FBO — значит, он оплачивает хранение, логистику своей продукции и перечисляет вознаграждение за каждый заказ.
Виталий решил посчитать себестоимость каждой проданной тарелки. Он будет учитывать прямые и косвенные расходы:
Прямые: ресурсы, которые Виталий тратит непосредственно на выпуск и продажу изделия. Это, например, расходы на материалы, упаковку, услуги маркетплейса.
Косвенные: не связаны с производством или закупкой товара напрямую и относятся к расходам бизнеса в целом. Речь может идти о тратах на оплату электричества, аренду помещения, зарплату сотрудников и других издержках.
Себестоимость Виталий рассчитает по формуле:
Зачем предпринимателю знать себестоимость
Информация о себестоимости поможет Виталию:
Определить, какая цена сделает продажу товара безубыточной. Прибыль Виталия складывается из разницы между ценой продукта для покупателя и себестоимостью. Продавая товар по себестоимости или выше, предприниматель не уйдёт в минус.
Оптимизировать расходы. Например, при высокой закупочной цене он сменит поставщика или договорится о скидке, а при дорогой логистике — выберет другую транспортную компанию или перейдёт на более выгодную для себя схему работы с маркетплейсом.
Планировать рекламные кампании. По себестоимости товара продавец определит максимальную скидку, которую он может предложить покупателю. А в ходе рекламной кампании он сможет посчитать, насколько выгодно для него продвижение, сколько прибыли у него остаётся, и при необходимости сделает корректировки.
Принимать стратегические решения. К примеру, Виталий хочет приобрести новый станок за 100 000 ₽ — для его небольшого предприятия это существенные расходы. Зато в перспективе покупка позволит автоматизировать процессы, увеличить производственную мощность и снизить себестоимость каждого товара на 20%. Это значит, что вложение быстро окупится, а Виталий будет в плюсе.
Быстро реагировать на изменения. Вовремя заметив рост расходов, Виталий примет меры: найдёт способы сэкономить или повысит цену.
Что влияет на себестоимость
Факторы, от которых зависит себестоимость, можно поделить на внутренние и внешние:
Внутренние: цена и качество материалов, автоматизация, квалификация сотрудников, условия для производства и хранения товаров. Проще говоря, всё то, на что может влиять собственник бизнеса.
Внешние: экономическая и политическая ситуация, конкуренция, инфляция, налоги и другие обстоятельства, на которые предприниматель повлиять не может. Но обращать внимание на такие изменения и подстраиваться под них нужно обязательно — чтобы выдерживать конкуренцию и сохранять прибыль.
Как снизить себестоимость
Снизив себестоимость, можно увеличить прибыль и эффективнее конкурировать с другими компаниями. Вот какие меры можно предпринять, если вы работаете с маркетплейсом:
Пересмотреть закупочную цену. Ищите поставщиков, которые предложат лучшие условия. Или закупайте больше товара за раз — часто при заказе крупных партий предлагают скидку.
Оптимизировать логистику. Ищите оптимальные способы доставки. К примеру, на каком-то этапе вашему бизнесу больше подходила схема работы с Ozon по FBS, а потом ситуация изменилась, и выгоднее оказалось перейти на FBO.
Оптимизировать продвижение. Анализируйте эффективность рекламных кампаний, работайте с теми инструментами, которые приносят больше прибыли.
Уменьшить количество возвратов. Возвраты — это тоже издержки для продавца. Составляйте подробные описания карточек товаров и добавляйте больше фотографий, чтобы у покупателей сложилось наиболее полное представление о продукции. Работайте с отзывами и мотивируйте покупателей чаще оставлять мнение о купленном товаре — это поможет другим клиентам сделать правильный выбор.
Ускорить оборачиваемость. Чем быстрее покупают продукцию, тем меньше продавец тратит на хранение. Чтобы увеличить скорость продаж, можно участвовать в акциях и продвигать залежавшиеся товары.
Помните, контроль себестоимости — это долгосрочная работа, а не разовое действие. Постоянно анализируйте свои расходы и ищите новые способы их оптимизации. И ещё помните, что не стоит в погоне за экономией жертвовать качеством товара. Это может привести к потере покупателей и ухудшить репутацию.