Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Что такое статформы и как их правильно заполнять

Ozon доставляет заказы не только по России, но и в некоторые страны СНГ. Если у продавца есть иностранные покупатели, ему нужно сообщить об этом таможне. Переживать по этому поводу или отказываться от продаж за рубеж не стоит — подружиться со статформами проще, чем кажется на первый взгляд.
Если вы ищете пошаговую инструкцию о том, как заполнить статистическую форму учёта, воспользуйтесь той, что опубликована в «Базе знаний». Этот материал ознакомительный и не учитывает некоторых частных случаев.
Зачем нужна статистическая форма учёта
Между странами ЕАЭС — Россией, Беларусью, Казахстаном, Арменией и Киргизией — нет таможенного контроля, то есть не взимаются пошлины и сборы, поэтому государство обязывает продавцов сообщать таможне сведения о товарообороте с помощью статистической формы учёта перемещения товаров (статформы). Ozon доставляет товары во все эти страны, поэтому для заказов из этих государств нужно заполнять документы для Федеральной таможенной службы (ФТС).
Кто и куда подаёт статформу
По закону направлять статформы в таможню должны сами продавцы. Сделать это можно только электронно через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на сайте ФТС. Подают статформы все продавцы вне зависимости от схемы работы на маркетплейсе и налогового статуса — ИП, юрлица и самозанятые.
Для каких отправлений нужно заполнять статформу и в какие сроки
В статформу нужно внести все заказы, доставленные в страны ЕАЭС за последний месяц. Если продавец отчитался о доставке до возврата товара, заполнять документ повторно не нужно. Отменённые и невыкупленные заказы, а также возвраты в статформу не вносятся.
Статформу нужно подавать каждый месяц. Государство обязывает это делать в течение 10 рабочих дней месяца, следующего за отчётным.
Например, в январе ваши товары заказали 300 покупателей — 280 из России и 20 из Казахстана. Подавать статформу нужно только на 20 зарубежных отправлений, которые вы отгрузили в январе. Если вы заполняете форму 8 февраля и к этому времени было доставлено 18 из 20 посылок, но 3 вернули, то в статформу нужно добавить 15 доставленных заказов. Что делать с парой посылок, которые приехали позже 10 февраля, но отгружены были в январе? Их нужно включить в статформу за январь, но позже, например в марте, когда будете заполнять статформу за февраль, отредактируйте и январскую.
Если продавец не успеет подать статформу вовремя, он может получить штраф в размере от 20 000 до 50 000 ₽ (ст. 19.7.13 КоАП РФ). Выявить нарушение таможня может в течение года.
Где посмотреть данные для статформы
Чтобы узнать, отправлялись ли какие-либо заказы в ЕАЭС, в личном кабинете продавца нужно открыть отчёт по заказам за месяц и отфильтровать таблицу по нескольким колонкам — «Выкуп товара», «Кластер доставки» и «Город доставки / Регион доставки». Статформу подают, если есть товары, выкупленные в Казахстане, Армении, Киргизии или Беларуси. Отправленные, но пока не дошедшие до пункта назначения товары вписывать в статформу не нужно.

Как подать статистическую форму
- Зарегистрироваться в качестве участника ВЭД на сайте ФТС.
- Получить квалифицированную электронную подпись (ЭП), если её нет. Это можно сделать в территориальных налоговых органах. Перечень можно посмотреть на сайте ведомства.
- Войти в личный кабинет, перейти в раздел «Статистические формы учёта взаимной торговли ЕАЭС» и выбрать пункт «Начать работу».
- Перейти в сервис «Статформы с ЭП» и создать статформу.
- Ввести название документа, заполнить данные и отправить статформу.
Загружать в статформу чеки, договоры и акты не нужно. Система лишь иногда может потребовать ввести дату и номер отдельных документов. Статформы проверяются автоматически в течение 15 минут. О существенных ошибках продавец узнаёт сразу.
Как заполнить статформу
Заполнять поля в статформе нужно внимательно — в этом процессе много нюансов. Как минимум продавцу понадобится указать:
- свои реквизиты;
- статус получателя — физические лица;
- направление перемещения — ЭК (экспорт);
- код и наименование страны, в которую отправлен заказ — BY (Беларусь), KZ (Казахстан), AM (Армения), KG (Киргизия);
- вид транспорта на границе — у Ozon это всегда автодорожный транспорт с кодом 30;
- номера и даты договора и счетов-фактур — можно найти в отчётах по заказам в кабинете продавца;
- данные о товарах — коды ТН ВЭД, общая стоимость заказов в рублях и долларах США по курсу на дату отгрузки (она же дата отправления), страна-производитель, вес нетто, декларация на товары, изготовленные не в России.
Код ТН ВЭД можно установить самостоятельно — подберите подходящий для ваших товаров в номенклатуре.
В одну статформу можно записать не более 999 позиций товаров. Для каждой страны ЕАЭС нужно создать отдельный документ. Если продавец отправил одинаковые товары, то нужно заполнить только одну строку и указать количество проданных позиций.
Большинство данных из статформы продавец при повторном заполнении не будет менять — это облегчает заполнение документа. Если появятся вопросы по учёту перемещения товаров, напишите в поддержку.
К чему приведёт ошибка в статформе
Если продавец отправит статформу и позже обнаружит, что в ней допущены ошибки, он может аннулировать документ и подать его заново. Штрафа за это не будет.
Если недочёт выявит таможня, то у продавца будет 10 рабочих дней на его исправление. Штраф может быть назначен только в том случае, если продавец пропустит срок.
Какие товары запрещено продавать за рубеж
У продавца должно быть разрешение на отправку товаров, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 09.03.2022 № 312, например на отдельные виды сельхозтехники, лабораторного оборудования и медикаментов. Маркетплейс ограничит продажи запрещённых товаров автоматически, но бдительность со стороны продавца тоже не помешает.
Подробнее об этом читайте в «Базе знаний».
Поделиться: