Как продавать со склада Ozon
Работа по FBO на Ozon: что такое
Как передать обработку заказов и логистику в руки маркетплейса
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Продавец может сэкономить до 50% на логистике, если правильно распределит товары на склады Ozon. За это отвечает индекс локализации в личном кабинете — чем он выше, тем логистика дешевле. О том, как рассчитывается индекс локализации и как его увеличить, — в этой статье.
Кластеры, локальные и нелокальные продажи — это переменные, которые использует маркетплейс для расчёта индекса локализации.
Вся территория, где работает Ozon, для удобства доставки делится на большие зоны — кластеры. В России сейчас девять кластеров: Москва, МО (Мособласть) и дальние регионы, Санкт-Петербург и СЗО (Северо-Западный округ), Центр, Поволжье, Юг, Урал, Сибирь, Дальний Восток и Калининград. В каждом из них расположен один или несколько фулфилментов-складов Ozon.
Иногда Ozon может менять границы кластеров и открывать новые склады, чтобы доставка работала эффективнее. Посмотреть актуальный список всех кластеров и узнать, какие фулфилменты к ним относятся, можно в «Базе знаний».
Чем полезно деление на кластеры? Представим, что Марина продаёт буквари по схеме FBO и размещает товар на складе Ozon в Московской области. Один букварь заказал покупатель из Москвы, другой — из Хабаровска. Доставка в Москву будет быстрее, чем доставка в Хабаровск. Потому что в первом случае склад с товаром и покупатель находятся в одном кластере — это называется локальной продажей. Во втором случае — в разных, это нелокальная продажа.
Марина могла бы разместить товар не на одном, а, например, на двух складах — в Москве и Хабаровске. Тогда оба покупателя получили бы свои заказы быстро.
Локальные продажи выгоднее нелокальных и для продавцов, и для маркетплейса, и для покупателей. Поэтому Ozon стремится, чтобы заказов, когда товар отгружают и доставляют внутри одного и того же кластера, было больше. Для этого маркетплейс ввёл индекс локализации.
Индекс локализации показывает, какую долю локальные продажи занимают в общем объёме заказов у каждого продавца.
Например, Марина поставила 2000 букварей на два склада: 1300 штук отвезли на склад в кластере Москва и МО, а 700 — на склад в кластере Центр. Все буквари раскупили. 1000 книг доставили покупателям в кластер Москва и МО, 500 — в кластер Центр. Остальные заказы отправились в другие кластеры. Получается, из 2000 продаж 1500 оказались локальными — это 75% от общего количества. А значит, индекс локализации у продавца равен 75%.
Индекс учитывает продажи по FBO и FBS за последние 14 дней. На него не влияют:
Если индекс низкий, это может значить, что:
Подробнее об индексе локализации и особенностях его расчёта можно почитать в «Базе знаний».
Чем выше индекс локализации у продавца, тем лучше. Вот несколько примеров, что предприниматель сможет получить, улучшая этот показатель.
Индекс локализации влияет на стоимость логистики только для товаров, которые продаются по схеме FBO. Если доля локальных продаж большая, то расходы на доставку будут ниже.
Высокий индекс локализации позволяет продавцу уменьшить стоимость доставки товара на 50%, а низкий — поднимает расходы на логистику до 20% по сравнению с обычным тарифом.
Индекс локализации не влияет на стоимость последней мили.
Индекс локализации | Стоимость логистики по сравнению с обычным тарифом |
---|---|
75% и выше | до −50% |
65–74% | Обычный тариф |
ниже 65% | до +20% |
Если покупатель возвращает товар, то в стоимости обратной логистики индекс локализации не учитывается: она рассчитывается по обычному тарифу — без скидки и без надбавки.
Давайте посчитаем. Например, Марина, которая торгует букварями со склада Ozon по схеме FBO, платит за логистику одной единицы — то есть за обработку заказа, упаковку товара и отправку из домашнего кластера в кластер покупателя, допустим, 58 ₽. Всегда актуальные тарифы на логистику — в «Базе знаний».
Если индекс локализации в её личном кабинете равен 65%, значит, Ozon начислит 58 ₽ за логистику одного букваря — это обычный тариф. Если индекс, предположим, равен 82%, то за букварь нужно будет заплатить 46,4 ₽ — это скидка. А если индекс низкий — например 46%, то логистика обойдётся Марине в 69,6 ₽ — это наценка.
Быстрая доставка — это одно из важных конкурентных преимуществ товара независимо от того, по какой схеме работает продавец.
Низкий индекс локализации может стать сигналом для предпринимателя о том, что пора пересмотреть стратегию продаж, чтобы получать больше заказов и меньше тратить на логистические услуги маркетплейса.
Товары с ближайших к покупателю складов находятся в результатах поиска Ozon выше, чем остальные. Это может напрямую влиять на количество заказов. Таким образом, повышая индекс локализации, продавцы одновременно получают дополнительные возможности бесплатно продвинуть свои товары на маркетплейсе.
Со складов в некоторых регионах доставка в другие кластеры ограниченна. Например, внутри России это:
Продавцы из этих регионов могут расширить географию продаж, доставляя товары на склады других кластеров самостоятельно или через кросс-докинг. Тем более что заказы из регионов составляют 60% от общих покупок на Ozon, поэтому высокий индекс локализации позволяет продавцам не только обойти ограничения доставки, но и найти новую аудиторию для товаров.
Наконец, доставка из одного кластера в другой может влиять на цену товара, которую видит покупатель, — из-за региональных коэффициентов. Они добавляются к стоимости для покупателей в зависимости от того, где находится ближайший склад с товаром и сам клиент. А это снижает конкурентоспособность товара — ведь на фоне других он может быть сильно дороже.
Ozon рассчитывает индекс локализации ежедневно. Есть несколько мест, где можно его посмотреть.
Для более глубокой аналитики продавцы могут использовать таблицу с группировкой результатов по кластерам и товарам. Скачать такие данные могут продавцы с подпиской Premium или Premium Plus.
Подробнее о том, как работать с аналитикой по индексу локализации, можно почитать в «Базе знаний».
Продавцы могут повысить индекс локализации, если будут улучшать логистику своих товаров. Для этого нужно:
Содержание статьи
Что такое кластеры и локальные продажи
Что такое индекс локализации
В чём индекс локализации помогает продавцам
Где узнать индекс локализации и тариф на логистику
Как поднять индекс локализации
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Работа по FBO на Ozon: что такое
Как передать обработку заказов и логистику в руки маркетплейса
Как упаковывать товары на тарифе «Эконом»?
На вопрос читателя отвечает эксперт маркетплейса
Как сертифицировать одежду для продажи на Ozon
Какие документы нужны
для разных типов товаров
Как разместить ВКонтакте карточки товаров с Ozon
Как выбрать склад для торговли на Ozon
Чем отличаются схемы работы на Ozon
И как выбрать самый выгодный вариант для своего бизнеса
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе