Что такое юнит-экономика и как её посчитать
За что платят продавцы на Ozon
Кратко обо всех расходах предпринимателей на маркетплейсе
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Если бизнес растёт, вместе с выручкой должна увеличиваться и прибыль. Но бывает так, что предприниматель смотрит только на общий оборот и не замечает, что расходы слишком высоки и ему ничего не остаётся. Чтобы не терять деньги из виду, нужно следить за рентабельностью продаж. Рассказываем, как это делать и каким образом она помогает найти проблемные зоны в бизнесе.
Это показатель того, насколько эффективно организация расходует ресурсы. Например, как компания распоряжается сырьём, работниками, активами и приносит ли это выгоду.
По сути рентабельность — это отношение прибыли к какой-то величине. Так, компании рассчитывают рентабельность активов, инвестиций, собственного капитала. А одна из самых распространённых метрик — рентабельность продаж, Return On Sales (ROS), она помогает узнать, какова доля прибыли в общей выручке компании.
Выручка — деньги, которые бизнес получил за продажу товаров.
Прибыль — это выручка минус расходы, связанные с производством и реализацией товаров.
Если предприниматель считает ROS хотя бы ежемесячно, а лучше еженедельно, то он лучше понимает, насколько хорошо работает его бизнес, и, если что-то идёт не так, может оперативно исправить рабочий процесс, чтобы повысить выручку и скорректировать расходы.
Представим, что у ИП Клюкова магазин сантехники. Дела идут хорошо: прибыль и выручка растут каждый месяц. Казалось бы, зачем вообще что-то анализировать? Но Клюков, как ответственный предприниматель, ежемесячно рассчитывает ROS.
Месяц | Июнь | Июль | Август |
---|---|---|---|
Выручка | 550 000 ₽ | 750 000 ₽ ↗️ | 1 100 000 ₽ ↗️ |
Расходы | 415 000 ₽ | 600 000 ₽ ↗️ | 895 000 ₽ ↗️ |
Прибыль | 135 000 ₽ | 150 000 ₽ ↗️ | 205 000 ₽ ↗️ |
Рост прибыли | 24,5% | 20% ↘️ | 18,6% ↘️ |
Благодаря этим расчётам Клюков заметил, что, несмотря на рост прибыли и выручки, ROS планомерно снижается. Если бы рентабельность продаж держалась на 24,5%, то вместо 205 000 ₽ в августе Клюков заработал бы 269 500 ₽. Получается, где-то магазин расходует слишком много денег. Благодаря контролю над рентабельностью Клюков вовремя заметил снижение ROS и начал искать проблемные зоны в бизнесе.
Даже если прибыль постоянно растёт, это не повод пренебрегать подсчётом ROS.
Анализ рентабельности продаж проводят, чтобы:
Формула рентабельности продаж простая:
Рентабельность продаж = Прибыль : Выручка × 100%
При этом ROS рассчитывают по разным типам прибыли, чтобы увидеть ситуацию с нескольких сторон.
Тип прибыли | Как посчитать прибыль | Что показывает ROS |
---|---|---|
Чистая | Выручка – все расходы | Эффективность всего бизнеса |
Валовая | Выручка – себестоимость | Какие направления бизнеса или товары выгодны, а какие нет |
Маржинальная | Выручка – переменные расходы | Как окупаются переменные затраты — например, себестоимость, расходы на доставку и продвижение |
Операционная | Валовая прибыль – переменные расходы – постоянные расходы | Как окупаются затраты без учёта налогов и платежей по займам |
Вспомним магазин сантехники ИП Клюкова. За август 2023 года общий доход предпринимателя составил 1 100 000 ₽, а чистая прибыль — 205 000 ₽. Чтобы рассчитать рентабельность продаж, нужно разделить прибыль на выручку:
205 000 ₽ : 1 100 000 ₽ × 100% = 18,6%
Получается, с каждого рубля выручки предприниматель получал 18,6 копейки чистой прибыли.
Знание того, какой у бизнеса коэффициент рентабельности продаж в одном месяце, не даст полной картины — гораздо важнее видеть ROS в динамике. То есть предпринимателю лучше регулярно считать этот показатель, чтобы можно было сравнить цифры за месяц, год или несколько лет.
Следует сопоставлять ROS за одинаковые периоды: например, август 2023-го с августом 2022 года. Тогда можно заметить снижение и отследить, почему оно произошло: как изменились цены на товары, себестоимость, объём продаж, операционные расходы, налоги и другие платежи.
Рентабельность продаж также отдельно считают для разных видов продукции, регионов и каналов. Это позволяет выявить, какие направления выгодны для компании, а какие можно закрыть.
Коэффициент рентабельности продаж зависит от сферы и размера бизнеса, ниши и даже геополитических событий, поэтому лучше не опираться на средние данные — каждый бизнес индивидуален.
Причины низкого ROS зависят от сферы бизнеса, его размера, стратегии и внешних факторов.
Осенью 2023 года всё тот же ИП Клюков столкнулся с высокой конкуренцией со стороны крупных брендов и был вынужден снизить цены, чтобы оставаться на рынке. Из-за этого рентабельность продаж резко упала. Предпринимателю стоит подумать о том, может ли он изменить ассортимент или найти канал продаж с меньшей конкуренцией.
Частые причины низкой рентабельности продаж:
Как следует из общей формулы для расчёта ROS, если нужно поднять рентабельность, стоит повышать выручку и снижать расходы.
Регулярно рассчитывать рентабельность продаж важно, чтобы держать руку на пульсе всего бизнеса. Если выручка генерирует прибыль всё хуже и хуже, пора пересмотреть тактику продаж и вложения.
Содержание статьи
Что такое рентабельность
Зачем следить за рентабельностью продаж
Как посчитать рентабельность
Как анализировать коэффициент рентабельности продаж
Существует ли норма рентабельности продаж
Причины низкой рентабельности продаж
Как повысить рентабельность продаж
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
За что платят продавцы на Ozon
Кратко обо всех расходах предпринимателей на маркетплейсе
Как закупить товар на деньги от Ozon
И в чём плюсы такого финансирования для продавцов
Соцконтракт: как получить от государства 350 000 ₽
Стартовый капитал на открытие бизнеса на Ozon
Как увеличить конверсию: способы продавать больше
Как принимать платежи от партнёров из СНГ
Выплаты на Ozon: стандартный и гибкий графики
Чем отличаются схемы работы на Ozon
И как выбрать самый выгодный вариант для своего бизнеса
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе