Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Что такое юнит-экономика и как её посчитать

Счёты

Цель любого бизнеса — получить прибыль. Поэтому, прежде чем торговать на маркетплейсе, нужно убедиться, что это действительно выгодно. Объясняем без сложных формул, как рассчитать юнит-экономику товаров на Ozon и какие возможности она открывает перед продавцом.

Для чего нужна юнит-экономика

Продавцы на маркетплейсах получают доход от продажи товаров на площадке. Вместе с тем у них есть расходы на производство, закупку и доставку товаров, обслуживание клиентов, а также на оплату комиссии маркетплейса. Юнит-экономику используют, чтобы рассчитать финансовые показатели для каждой единицы товара или услуги и определить, при каких условиях торговля будет прибыльной.

С помощью юнит-экономики можно: 

  • понять финансовую эффективность каждой единицы продукта;
  • увидеть слабые места бизнеса;
  • оптимизировать бизнес-процессы;
  • увеличить прибыль.

Например, если товар не приносит прибыль, продавец может уменьшить на него расходы, отказаться от продажи, повысить цену для покупателя или принять другие меры.

Что может быть юнитом

Юнит — это единица продукта или услуги, на которую можно рассчитать затраты и доход. Юнит-экономика может применяться в любой отрасли, где продукт можно измерить и продать в отдельных единицах. Приведём несколько примеров:

  • в розничной торговле или на маркетплейсе юнитом может быть одна единица товара или услуги, проданная покупателю. Например, футбольный мяч, килограмм яблок, услуга по мойке автомобиля;
  • в онлайн-кинотеатре юнитом может быть месячная или годовая подписка;
  • в интернет-рекламе юнитом может быть одно отображение рекламного баннера или клик по рекламному объявлению.

Как считать юнит-экономику продавцу на маркетплейсе: на примере футбольного мяча

Чтобы оценить рентабельность бизнеса, необязательно пользоваться сложными формулами. Самый простой способ посчитать юнит-экономику — перечислить все доходы и расходы на продажу юнита и найти разницу между полученными числами. Например, если сумма всех доходов от реализации одного набора посуды составляет 3000 ₽, а расходов — 2500 ₽, то продавец каждый раз в плюсе на 500 ₽.

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Что учесть в цене товара
Прочитать

Однако при расчёте юнит-экономики лучше учитывать ряд показателей:

  1. Вычислить стоимость продажи юнита. Это может быть цена, за которую продавец реализует каждую единицу товара на маркетплейсе.

Допустим, стоимость футбольного мяча равна 1100 ₽, вы продаёте его по схеме FBS — доставляете заказы логистикой Ozon: отружаете в сортировочный центр, а маркетплейс везёт товары до покупателя. 

  1. Рассчитать себестоимость юнита. Это сумма затрат, связанных с производством и продажей каждой единицы товара. Сюда могут входить расходы на материалы, оплату сотрудников, доставку, упаковку и другие. 

Если производство одного футбольного мяча обходится в 400 ₽, комиссия маркетплейса — 192,5 ₽ (19% для спорттоваров и 1,5% эквайринг), на обработку и доставку заказа требуется 249,5 ₽ (10 ₽ за обработку отправления; 169 ₽ — за логистику; 5,5% от цены — 60,5 ₽ за последнюю милю), то себестоимость юнита в этом случае равна 875 ₽.

  1. Учесть процент выкупа. Если продавец сталкивается с возвратами товаров, то нужно считать расходы на обработку возврата, реставрацию товара и компенсацию доставки. Например, если 5 покупателей из 100 откажутся от заказа, то процент выкупа — 95%. 

По FBS каждый возврат мяча обойдётся продавцу в 219 ₽ (50 ₽ за обработку возврата + 169 ₽ доставка до покупателя ). А значит, в юнит-экономику каждого из 100 мячей нужно заложить 219 × 5 : 100 = 10,95 ₽ на возврат.

  1. Определить прибыль от юнита. Это разница между стоимостью продажи товара и его себестоимостью. Если проще — доходы минус расходы. 

Прибыль от продажи одного футбольного мяча — 214,05 ₽.

  1. Установить показатели повторной покупки. Этот показатель помогает продавцу оценить, насколько устойчив его бизнес и насколько покупатели довольны его продуктами. Лучше отслеживать его в динамике.  

Например, футбольный мяч заказали 10 раз, при этом три клиента докупили насос, а ещё один — баскетбольный мяч. В таком случае процент повторной покупки составит 40%.

  1. Определить стоимость привлечения клиента. Это сумма, которую продавец тратит на привлечение покупателя в карточку товара на маркетплейсе. Неэффективная рекламная кампания может «съесть» всю прибыль и повлиять на рентабельность бизнеса. 

Допустим, продавец пользуется только инструментами продвижения в поиске на Ozon. Если он установит ставку за заказ в размере 10%, то прибыль от каждого футбольного мяча составит уже не 214,05 ₽, а 104,05 ₽.

  1. Оценить капитальные затраты. Это расходы, которые связаны с приобретением оборудования, технологий и других ресурсов, необходимых для производства и продажи товаров или услуг на маркетплейсе. Сюда относится аренда помещения и выплаты персоналу. 

Продавец хранит мячи на своём складе и нанимает одного сотрудника для работы с заказами. Общая сумма ежемесячных расходов — 50 000 ₽. Если за месяц клиенты купят 500 мячей, то капитальные затраты для каждой единицы товара составят 100 ₽, а если покупатели закажут 1000 мячей, то издержки сократятся в два раза — до 50 ₽.

Нужно ли считать юнит-экономику для каждого товара отдельно

Если в ассортименте магазина много похожих товаров, их проще группировать. Однако в следующих случаях продавцу лучше считать юнит-экономику отдельно для каждого товара:

  • товары имеют значительные различия в стоимости производства, продажи или в маркетинговых затратах;
  • продавец планирует внести изменения в свой бизнес, например обновить ценовую политику, снизить затраты на маркетинг или оптимизировать производственные процессы;
  • у магазина небольшой ассортимент товаров.

Как получить от юнит-экономики больше информации

  • Учитывайте скидки и акции. Для этого нужно отдельно посчитать юнит-экономику товара при обычных условиях и при запуске акции или распродажи. Например, уменьшение стоимости продажи может привести к уменьшению стоимости привлечения клиента — в таком случае продавец может оказаться даже в большем плюсе.
  • Если ассортимент большой, анализируйте данные по категориям. Группируйте похожие товары по категориям, брендам или другим параметрам, чтобы, например, найти убыточное направление и отказаться от него разом. Так, если футбольные мячи с насосом в комплекте быстро раскупают, то нужно увеличить их количество, а если отдельно насосы никто не берёт, значит, их можно убрать из ассортимента.
  • Используйте аналитические инструменты. Например, в разделе «Аналитика» личного кабинета Ozon можно посмотреть статистику магазина: как часто товары добавляют в корзину и в каких регионах они продаются лучше всего, какие акции влияют на количество заказов.
  • Не забывайте, что, помимо товаров, ещё есть покупатели и конкуренты. Оценивайте среднее число покупок на одного клиента, средний чек, процент выкупа и повторных заказов, анализируйте конкурентную среду. Эти показатели помогут понять, нравятся ли ваши продукты покупателям.

Узнайте, как посчитать расходы и доходы на маркетплейсе

В бесплатном курсе Ozon University

Поделиться:

Содержание статьи

Микаил Фидан

Микаил Фидан

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также