Как работает индекс локализации
За что платят продавцы на Ozon
Кратко обо всех расходах предпринимателей на маркетплейсе
Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами
Логистика на маркетплейсе — это не только доставка товаров от точки А до точки Б, но и упаковка, отгрузка, размещение на складе, подготовка к отправке. Бывает, что покупатель отказывается от покупки или возвращает товар, — тогда продавцу приходится оплачивать и обратный путь. Разбираемся, что включают расходы на логистику и как их уменьшить.
На цену доставки и логистики товаров на Ozon влияет:
На среднее время доставки влияет каждый заказ, доставленный по схемам FBO или FBS. Прочитать подробнее про среднее время доставки можно в «Базе знаний».
Таким образом, цена логистики может сильно различаться в зависимости от самого заказа, схемы, по которой продавец работает с маркетплейсом, и его предыдущих продаж.
Если продавец выбрал схему FBO, он отгружает свои товары в пункт выдачи или на склад Ozon, а маркетплейс размещает их у себя, собирает и отправляет заказы клиентам. Разберёмся, что входит в расходы при такой модели.
Продавцы не платят за размещение:
После этого срока плата за размещение составит 1,5 ₽ за литр товара в день. Если вся партия товара будет распродана в течение льготного периода, платить за размещение не понадобится.
Включает сборку, упаковку и сортировку продукции на складе Ozon, а также дорогу заказа до сортировочного центра в том регионе, где находится покупатель. Ставка варьируется в зависимости от габаритов товара:
до 1 литра | от 1 литра до 190 литров | более 190 литров |
---|---|---|
43 ₽ | базовая ставка плюс 10 ₽ за каждый литр сверх первого | фиксированная сумма 1933 ₽ |
На тариф будет влиять среднее время доставки — чем оно ниже, тем дешевле обойдётся продавцу логистика. Показатель рассчитывается от нормативного времени доставки — условного фиксированного значения, которое не зависит от фактической скорости транспортировки товара покупателю.
Итоговое число округляем до целого числа. Например, 32,5 часов → 33 часа.
От среднего времени доставки рассчитывается ещё один параметр тарифа на логистику – процент от цены товара. Вот пример расчётов:
Склады Ozon распределены между 19 кластерами — для поставки можно выбрать приоритетные, с самой быстрой доставкой до покупателя в регионе, или альтернативные.
Ozon не учитывает среднюю стоимость доставки, если за последние 28 дней у продавца заказали менее 200 товаров по FBO. На среднее время доставки также не влияют:
Подробнее об исключениях рассказываем в этой статье.
Узнать среднее время доставки можно в новом разделе «Среднее время доставки» личного кабинета Ozon Seller.
Это транспортировка продукции до места выдачи заказа клиенту: в пункт выдачи, постамат либо курьером. При доставке по России размер платы зависит, в основном, от габаритов товара, расстояния до клиента, но не может превышать 500 ₽. Подробнее о последней миле рассказываем в Базе знаний.
Применяется при возвратах, невыкупе или отмене заказа. Расценки идентичны стоимости прямой доставки до клиента, но на них не влияет среднее время доставки.
Когда товар возвращают в агентский пункт выдачи или не выкупают, нужно заплатить за обработку возврата: тариф составляет 15 ₽.
Предположим, покупатель заказал небольшой товар со следующими характеристиками:
Среднее время доставки — 29 часов.
Чтобы узнать стоимость размещения и доставки товара до покупателя, нужно суммировать все затраты. Для начала посчитаем расходы по отдельности:
Итого доставка товара покупателю будет стоить:
Теперь посчитаем дополнительные расходы, если покупатель вернул товар:
Итого расходы при возврате составят:
Если товар задержится на складе дольше льготного периода, то стоимость размещения составит: 5 литров × 1,5 ₽ = 7,5 ₽ в день.
Это примерный вариант расчёта. На итоговую стоимость логистики и возвратов могут повлиять и другие факторы, например акции или специальные условия. Ещё больше об актуальных тарифах и условиях можно прочитать здесь.
Если продавец сотрудничает с маркетплейсом по модели FBS, то самостоятельно хранит товары и собирает заказы, а Ozon доставляет их покупателям. При такой схеме на стоимость логистики влияет не только маркетплейс, но и сам предприниматель. Рассмотрим, какие затраты необходимо учесть.
Цена обычно составляет от 5 до 30 ₽, но может быть выше. Это от нескольких условий, вот основные:
На итоговую цену могут влиять и другие параметры. О них подробно рассказали в этой статье.
Цена на доставку до сортировочного центра в том регионе, где находится покупатель, зависит от объёма товара:
до 0,4 литра включительно | от 0,4 до 1 литра включительно | до 190 литров | свыше 190 литров |
---|---|---|---|
43 ₽ | 76 ₽ | базовая ставка плюс 12 ₽ за каждый литр сверх первого | фиксированная сумма 2344 ₽ |
Если у товаров низкая маржинальность, важно внимательно учитывать эти расходы.
Это транспортировка продукции до места выдачи заказа клиенту — в пункт выдачи, постамат либо курьером. При доставке по России размер платы зависит, прежде всего, от объёма и веса товара, расстояния до клиента, но не может превышать 500 ₽. Здесь объяснили подробно, из чего складывается цена за последнюю милю.
Если покупатель возвращает товар или отменяет заказ — продавец оплачивает дорогу до склада по стандартному тарифу за логистику без учёта среднего времени доставки.
Бывают и ситуативные расходы, например:
Тарифы и условия иногда меняются, поэтому важно регулярно проверять информацию в личном кабинете или в «Базе знаний».
Тарифы и условия иногда меняются, поэтому важно регулярно проверять информацию в личном кабинете или в «Базе знаний».
Предположим, у продавца заказали одну настольную лампу объёмом 3 литра по цене 2500 ₽, и он отвёз её для доставки в ближайший ПВЗ. Чтобы рассчитать итоговую стоимость доставки, необходимо учесть все расходы на логистику. В них входят:
Итого доставка в одну сторону одного отправления обойдётся продавцу в следующую сумму:
Кроме того, при работе по схеме FBS предпринимателю необходимо учитывать собственные затраты на хранение и комплектацию заказов, которые не включены в этот расчёт, а также ориентироваться на рекомендованное время доставки. Если оперативно отгружать товары, можно сэкономить на тарифе за продажу.
Чтобы не считать стоимость логистики и доставки вручную, планируя расходы, можно использовать калькуляторы Ozon — онлайн или в формате Excel. Они помогут:
В калькуляторах можно задать параметры товара, включая размеры, вес и цену, выбрать схему работы и указать регион доставки. После этого вы получите детальный расчёт логистических затрат.
Доставка и логистика — основная статья расходов продавцов на Ozon, если они работают по схемам FBO или FBS. Вот несколько советов, как сократить эти траты:
Доставка и логистика — основная статья расходов продавцов на Ozon, если они работают по схемам FBO или FBS. Вот несколько советов, как сократить эти траты:
При широкой географии продаж стоит сравнить затраты на собственную логистику и услуги маркетплейса. Возможно, в домашнем регионе будет выгоднее доставлять товары самостоятельно, а в удалённые — силами маркетплейса.
У предпринимателей с собственными складами есть и другие возможности снизить затраты на логистику. Например, чтобы уменьшить издержки, можно автоматизировать складские операции, арендовать для размещения продукции более дешёвое помещение.
Содержание статьи
Из чего складывается стоимость логистики на Ozon
Доставка и размещение по схеме FBO
Доставка по схеме FBS
Калькуляторы прибыли и затрат
Как сэкономить на логистике
автор «Бестселлера»
Поделиться:
За что платят продавцы на Ozon
Кратко обо всех расходах предпринимателей на маркетплейсе
6 головоломок для предпринимателей
Чтобы находить скрытые закономерности
и мыслить нестандартно
Как ИП тратить деньги с расчётного счёта на себя
И какие могут быть подводные камни
Тайм-менеджмент из прошлого: что взять на заметку
Лизинг, факторинг, кредит, бизнес-ипотека:
в чём разница
Гайд по финансовым инструментам для предпринимателя
Как нанять сотрудника и получить за это 87 000 ₽ и больше
Условия, ограничения,
пошаговый алгоритм
7 неприхотливых растений для офиса
Украсят пространство и снизят уровень шума