6 способов найти деньги на зарплату сотрудникам, если у бизнеса временные трудности
Календарь предпринимателя на 2025 год
Какие налоги платить и когда
Всё про бизнес и жизнь с маркетплейсами
Бывает, что продавец вроде бы всё просчитал и должен закрыть месяц с положительным балансом, но в нужный момент не хватает денег на зарплаты работникам или новую партию товара. В таком случае говорят, что у магазина кассовый разрыв. Рассказываем, почему он возникает и как решить проблему.
Кассовый разрыв — временная нехватка денег на текущие расходы. Например, когда компания перечисляет зарплату сотрудникам, но не может вовремя оплатить аренду склада. Чаще всего это происходит из-за ошибок в планировании бюджета.
Например, у предпринимателя Сергея Андропова есть магазин на Ozon, где продаются товары для дома. Стабильный ежемесячный доход ИП — 1 500 000 ₽, из которых 900 000 ₽ — расходы на закупку товара, аренду склада и зарплаты сотрудникам, то есть чистая прибыль составляет 600 000 ₽. В сентябре у Андропова упали продажи, и он заработал меньше, чем обычно, — 700 000 ₽. Также в конце месяца пришлось менять оборудование, и на него ИП потратил лишние 500 000 ₽. Всё это привело к кассовому разрыву: Андропову не хватало денег, чтобы рассчитаться с поставщиками за товар, который он заказал в сентябре. К тому же контрагенты отказали продавцу в отсрочке — это усугубило его положение.
Кассовый разрыв не связан с размером бизнеса и его прибыльностью. У продавца может быть ежемесячный стабильный рост, но если продажи упадут или клиенты задержат оплату, то денег на покрытие текущих расходов не будет.
Чтобы вовремя заметить кассовый разрыв, стоит еженедельно проверять баланс бизнеса по формуле: денежный остаток + поступления – расходы = остаток
Предприниматель подвёл баланс в конце сентября, и оказалось, что он не достиг даже точки безубыточности — состояния, когда разница между доходами и расходами равна нулю. Если бы ИП проверил баланс раньше, то мог принять меры, чтобы выйти из минуса: увеличить продажи или снизить расходы. Также продавец ошибся в том, что не позаботился о финансовой подушке для бизнеса и не добавил в договоры с контрагентами пункт об отсрочке платежей.
Предугадать все ситуации, которые могут привести к кассовому разрыву, невозможно. Но вот самые частые причины:
Если расчёты показывают, что к концу месяца денег не хватит, чтобы покрыть расходы, действовать нужно без промедлений. В таком случае есть шанс предотвратить кассовый разрыв.
Что делать | Чего не делать |
---|---|
Провести аудит. Проанализировать отчёты, посчитать товары на складе, долги дебиторов, банковские задолженности. Цель — найти причину кассового разрыва и дополнительные источники дохода. | Повышать цены. Резкий рост стоимости отпугнёт покупателей и снизит количество продаж. |
Попросить отсрочку по платежам. Стоит поговорить с контрагентами о своей ситуации и предложить пересмотреть график платежей, не начислять неустойку. Если контрагенты заинтересованы в долгом сотрудничестве, они могут согласиться. | Продать активы магазина. Часто, чтобы предотвратить кассовый разрыв, предприниматели выставляют на продажу оборудование, сокращают количество складов, увольняют сотрудников. При этом продавец сокращает масштабы бизнеса, что целесообразно лишь в исключительных случаях. |
Убрать лишние расходы. Например, не устраивать корпоратив и не украшать к празднику склад, перенести обучение сотрудников или закупку нового оборудования. | Снизить цены. Цель этого шага — рост продаж, но гарантий того, что благодаря этому товар сметут с полок, нет. А вот разрушить бизнес-модель резкой сменой ценовой политики точно можно. |
Истребовать дебиторскую задолженность. Если срок, когда партнёры обязаны оплатить долг, ещё не наступил, попросите их сделать это пораньше — возможно, они пойдут навстречу. | Взять кредит. Заём может только усложнить ситуацию финансово нестабильного бизнеса. Лучшая альтернатива — договориться о рассрочке с поставщиками и арендодателями. |
Кассовый разрыв — это не начало конца, а рабочий момент, который помогает сделать выводы и избежать повторения сложной ситуации. Главное — не паниковать и не загонять бизнес в ещё большие долги. Следует начать с аудита, проанализировать соотношение доходов и расходов и только после этого принимать взвешенные решения.
Содержание статьи
Что такое кассовый разрыв простыми словами
Как посчитать кассовый разрыв
Причины кассового разрыва на маркетплейсах
Как избежать кассового разрыва в торговле
Что делать и не делать, если появился риск кассового разрыва
автор «Бестселлера»
Поделиться:
Календарь предпринимателя на 2025 год
Какие налоги платить и когда
7 зарубежных трендов
в онлайн-продажах
Рынок e-commerce в 2025 году
Мифы о блокировке счёта по 115-ФЗ
Как ИП тратить деньги с расчётного счёта на себя
И какие могут быть подводные камни
Тайм-менеджмент из прошлого: что взять на заметку
Подготовьте настенный календарь
и песочные часы
Кто такой менеджер маркетплейсов
Чем он занимается и сколько зарабатывает