Сервисы аналитики маркетплейсов: где лучше смотреть статистику продаж товаров
Как начать продажи на Ozon
Собрали главные шаги на пути к своему магазину на маркетплейсе
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Интернет переполнен историями успеха о предпринимателях, которые запустили бизнес и быстро вышли на высокий уровень дохода. Почему бы не скопировать стратегию этих героев один в один и не повторить успех? Но не стоит забывать, что в соцсетях обычно публикуют только вдохновляющие примеры и редко говорят о неудачах и провалах. Поэтому новичок рискует стать жертвой «ошибки выжившего» и принять необоснованные решения. Рассказываем, в чём заключается эта ошибка и как её избежать.
Ошибка выжившего — это одно из когнитивных искажений, то есть нелогичных, предвзятых умозаключений или убеждений. В случае с ошибкой выжившего человек делает выводы на основе информации об успешных людях, бизнесах или стратегиях, потому что не получил достаточно данных о неудачных кейсах.
Нагляднее всего ошибку выжившего иллюстрирует случай времён Второй мировой войны. Математик Абрахам Вальд изучал повреждения американских бомбардировщиков, чтобы определить, какие части следует укрепить дополнительным слоем брони. У большинства самолётов, которые возвращались после боёв, были пробиты фюзеляж, крылья и хвост, и, на первый взгляд, именно их и стоило укреплять. По крайней мере, так считали сами военные — и это было ошибкой выжившего.
Но математик знал, что в статистике нужно учитывать не только «выжившие» самолёты, но и те, что не вернулись на базу. Он сделал вывод, что усилить нужно те части, которые у вернувшихся остались неповреждёнными: топливную систему и двигатель, — ведь когда пробивают их, самолёты не возвращаются.
Ошибка выжившего может привести к ложным выводам, чрезмерному оптимизму или, наоборот, пессимизму — в зависимости от того, на какую выборку опираться, принимая решение.
В Сети часто мелькают заголовки «5 предпринимателей-миллионеров без высшего образования», «Компания Apple начиналась с гаража». Эти истории вдохновляют, но стоит помнить, что общая картина гораздо шире.
Билл Гейтс и Стив Джобс бросили колледж и построили великие компании. Но это не значит, что секрет их успеха — в отсутствии образования. Согласно исследованию, те, кто бросили учёбу, меньше зарабатывают и чаще оказываются безработными.
Лишь немногие компании стали звёздами в бизнесе и принесли миллиарды — но гораздо больше других, которые остались на уровне малого или среднего бизнеса или закрылись через какое-то время после старта.
За историями успеха также могут стоять десятилетия неудачных попыток начать своё дело — и эта часть истории нередко остаётся в тени.
Любой человек может подвергнуться когнитивному искажению, наблюдая за людьми рядом или слушая новости. Но в бизнесе ошибка выжившего может привести к серьёзным потерям.
Представим, что Василий увидел в Сети кейс продавца на Ozon, который специализировался на детских игрушках и зарабатывал на них до 500 000 ₽ в месяц. Начинающий бизнесмен прошёл обучение по маркетплейсам, нашёл поставщика, нанял дизайнера для карточек товаров, закупил игрушки на последние деньги и ждал заказы. Но за две недели почти ничего не продал. Оказалось, что опытный предприниматель годами подбирал оптимальный ассортимент с высокой маржинальностью и постоянно обновлял его, а Василий просто скопировал несколько позиций и был уверен, что в этом секрет успеха.
Известный экономист Насим Талеб назвал информацию, которую не принимают во внимание, когда анализируют ситуацию и делают выводы, «молчаливыми свидетельствами».
Чтобы не стать жертвой ошибки выжившего, важно трезво оценивать ситуацию, собирать как можно больше данных и применять критическое мышление.
1. Ищите больше информации
Не ограничивайтесь успешными кейсами — старайтесь найти как можно больше информации в нужной нише или области. Делайте предположения, проводите исследования, пользуйтесь аналитикой, по возможности встречайтесь с другими предпринимателями и спрашивайте о нюансах, ошибках в начале пути — чтобы составить более полную картину. С осторожностью относитесь к «формулам успеха» и «цитатам великих людей» — используйте их для вдохновения, но не как базу для своих бизнес-решений.
2. Проверяйте источники информации
Узнав об интересном кейсе, сверяйтесь с другими источниками и данными, которые находятся в открытом доступе. Отлично, если у вас есть возможность поговорить с кем-то, кто наблюдал за процессом изнутри, или обсудить пример, о котором вы читали или слышали, с другими предпринимателями в той же нише. Проанализируйте, насколько объективны источники информации, не является ли рассказ об успехе рекламой или «прогревом» для продажи курсов.
3. Будьте любопытными — не прекращайте задавать вопросы
Будьте дотошными. Чаще спрашивайте себя: «Откуда эта информация? Можно ли ей доверять? Почему и при каких обстоятельствах это сработало? Какие могут быть подводные камни? Есть ли возможность узнать об этом больше?»
Путь наверх редко бывает простым. Вдохновляйтесь интересными кейсами других предпринимателей, но не забывайте о критическом мышлении. Чтобы избежать ошибки выжившего, доверяйте цифрам, анализируйте рынок, адаптируйте полученные знания к своей ситуации, — чтобы однажды поделиться собственной историей успеха.
Содержание статьи
Что такое ошибка выжившего
Чем ошибка выжившего опасна для бизнеса
Как избежать ошибки выжившего
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Как начать продажи на Ozon
Собрали главные шаги на пути к своему магазину на маркетплейсе
За что платят продавцы на Ozon
Кратко обо всех расходах предпринимателей на маркетплейсе
За какими показателями аналитики нужно следить продавцу
От остатков до среднего чека
Как продвинуть бизнес в «Яндекс Картах» и 2ГИС
Что делать с сезонными товарами в несезон
Куда деть ёлки в январе
Меры поддержки бизнеса в 2025 году
Субсидии, гранты,
льготный лизинг
и не только
Переход на фото 3х4 в карточках
Отвечаем на популярные вопросы продавцов