Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Как автоматизировать продажи на маркетплейсах

Иконка корзины

Когда бизнес на маркетплейсах растёт, можно нанимать всё больше и больше сотрудников, а можно задуматься об автоматизации. Рассказываем, что это такое и как Ozon помогает автоматизировать продажи быстро и бесплатно.

Что такое автоматизация продаж и кому она нужна

У Ивана работает свой интернет-магазин косметики, а ещё он продаёт её на Ozon по схеме FBS, то есть хранит товары на своём складе и использует доставку Ozon. За последний год бизнес вырос, и теперь в каталоге более 300 наименований, в день Иван отправляет около 100 заказов. Для таких объёмов работы уже недостаточно личного кабинета Ozon — продавцу нужна система учёта, например 1С или «Мой склад».

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Что такое FBS на Ozon и как настроить продажи по этой схеме

Прочитать

Допустим, Иван купил систему учёта, значит, его список дел теперь выглядит примерно так:

  • зайти в личный кабинет Ozon;
  • получить заказы;
  • поставить резерв в своей программе учёта;
  • обновить остатки в личном кабинете;
  • внести ежедневные 100 заказов в программу учёта;
  • отправить их на склад;
  • снова пойти в личный кабинет Ozon, чтобы напечатать этикетки;
  • обновить статусы заказов.

Ещё Ивану нужно постоянно следить за актуальностью цен и аналитикой, редактировать карточки товаров, работать с документами и запускать рекламу.

Всё это занимает очень много времени. Кроме того, чем больше у продавца становится товаров и заказов, тем выше шанс допустить ошибку: например, не вовремя отправить посылку или указать неверную информацию по остаткам. В итоге Иван рискует рейтингом на Ozon и выручкой, переплачивая за логистику и возвраты.

Иван мог бы нанять ещё двоих или троих помощников, чтобы справляться со всеми заказами. Но вместо этого он автоматизировал большую часть работы: передал её программе, чем сэкономил себе и время, и деньги.

Автоматизация маркетплейсов — это внедрение технологий, которые выполняют часть задач, связанных с продажами на маркетплейсах, без участия человека.

На практике это означает, что Иван может редактировать карточки, управлять остатками, ценами и делать много чего ещё, не заходя в личный кабинет Ozon. Он меняет информацию в системе учёта — и данные автоматически обновляются в Ozon Seller. Освободившееся время Иван может потратить на развитие бизнеса.

Автоматизация нужна, когда:

  • у продавца большой ассортимент товаров;
  • заказов столько, что ими уже не получается управлять вручную или в одиночку;
  • предприниматель работает на нескольких маркетплейсах одновременно;
  • продавец пользуется не только Ozon Seller, но и системой учёта. 

Для автоматизации бизнеса на маркетплейсах можно использовать:

  • API маркетплейса;
  • программы учёта;
  • CRM-системы;
  • платформы управления онлайн-продажами;
  • ботов. 

Стоимость этих решений варьируется: одни могут быть совершенно бесплатными, а другие — стоить десятки тысяч рублей в месяц. Что выбрать — зависит от масштаба бизнеса, планов по его росту, бюджета, а главное — от того, какие задачи продавцу необходимо решить в первую очередь. 

В чём помогает автоматизация маркетплейсов

Автоматизация делает работу предпринимателя легче: позволяет обновлять информацию в Ozon Seller за пять минут, оперативно отвечать на отзывы и сообщения покупателей, контролировать остатки на складах, даже если продавец работает на нескольких площадках. Рассказываем о некоторых возможностях подробнее.

Синхронизация цен и обновление карточек

В каталоге Ивана около 300 наименований косметики. В любой момент товары могут вырасти в цене, он захочет заменить фотографии или описания на более продающие. При этом нужно, чтобы карточки обновились сразу на всех площадках.

Иван настроил автоматизацию, поэтому корректирует карточки в своей системе учёта — а потом в два клика переносит изменения и на маркетплейс, и в собственный онлайн-магазин. Если он будет делать это вручную, обновление займёт в несколько раз больше времени.

С автоматизацией продавец может быстро обновлять цены, описания и характеристики товаров на всех площадках, где он работает.

Загрузка новых карточек

Если Иван частенько расширяет или меняет ассортимент, то ему или его сотрудникам приходится регулярно создавать новые карточки товаров.

Заходить на каждую площадку и заводить там карточки с нуля долго, к тому же можно наделать ошибок. Гораздо проще один раз связать площадки с системой учёта, чтобы добавлять в неё информацию о новых товарах, а потом загружать готовые карточки на маркетплейсы.

Благодаря интеграции Ozon с системой учёта можно загружать новые карточки товаров на маркетплейс за несколько минут.

Работа с заказами

Если Иван торгует по схеме FBS, ему важно следить за остатками, собирать заказы, маркировать их и добавлять штрихкоды. Иначе товар, который уже закончился, может оставаться в продаже, а заказы зависнут на отгрузке на неопределённый срок. Чтобы все цифры сходились, многие из этих действий приходится дублировать в системе учёта и личном кабинете. А если Иван работает на нескольких маркетплейсах, то уследить за заказами и остатками становится ещё сложнее.

Система автоматизации собирает заказы с разных площадок в одном месте. Менеджер видит все заказы в общем списке и может управлять их статусами.

Ответы на отзывы и вопросы

На маркетплейсах важно реагировать на вопросы и отзывы, ведь они влияют на продажи и рейтинг магазина. Так, Ozon учитывает время ответа покупателям в чатах, когда оценивает качество сервиса. Но если вручную проверять каждую карточку и писать ответы, на это может уйти целый день.

может заинтересовать

Эксперимент: справится ли искусственный интеллект с описаниями в карточках товаров

Прочитать

Специальные программы и боты позволяют автоматически отвечать на часть сообщений, генерируют черновые тексты с помощью искусственного интеллекта — и таким образом экономят продавцам время.

Аналитика продаж

Иван пользуется встроенной аналитикой Ozon, чтобы видеть, какие товары продаются лучше других, оценить воронку продаж и сделать конкурентный анализ.

Если Иван захочет расширяться, то может подключить сторонний сервис аналитики, который использует данные не только Ozon, но и других крупных площадок, подсвечивает маржинальные и нерентабельные товары и с помощью искусственного интеллекта строит прогнозы, как будет развиваться ниша.

Сервисы помогают автоматически собрать и обработать большие объёмы данных из разных источников, чтобы продавец смог понять, как лучше вести бизнес.

Реклама

Допустим, Иван решил рекламировать свой магазин косметики на Ozon, а ещё в «Яндекс.Директ» и «ВКонтакте» — и поручил это рекламному агентству. Специалистам будет удобнее вести все кампании на одной платформе, привязав к ней несколько рекламных кабинетов, в том числе Ozon.

На таких платформах можно добавлять новые объявления, отслеживать конверсию и оптимизировать ставки во всех рекламных кампаниях, выбирая самые эффективные.

Также продавцы Ozon могут рекламировать свои товары на других площадках. Удобнее всего это делать через партнёра Ozon — сервис Amplify. Сервис автоматически создаст из карточек товаров рекламные баннеры и будет показывать их в рекламной сети «Яндекса» и на сайтах партнёров покупателям, которые ранее искали товары той же категории. Ссылки с баннеров будут вести на Ozon.

Подробнее об Amplify 

Как интегрировать систему учёта с маркетплейсом

Какую бы систему или CRM продавец ни выбрал для автоматизации, нужно понимать, что это отдельная программа, которую необходимо связать с маркетплейсом, то есть провести интеграцию.

В некоторых системах учёта, CRM и платформах есть встроенные модули интеграции — это значит, что продавец может сам, без помощи разработчиков подключить к системе свой личный кабинет на маркетплейсе. Как правило, для этого нужно:

  • скопировать API-ключ и Client ID из личного кабинета Ozon Seller;
  • вставить их на странице интеграции в системе учёта;
  • настроить параметры: что выгружать в Ozon Seller, например товары, цены и остатки, как категории в системе должны соотноситься с категориями Ozon, указать статусы заказов.
К примеру, так выглядит экран с настройками в RetailCRM

Для других систем учёта, например 1С, нужно отдельно скачать модуль и встроить его — для этого понадобится разработчик, который разберётся с кодом. Эти модули могут быть бесплатными и платными — месяц обойдётся примерно в 3000 ₽.

Решения Ozon для автоматизации

Ozon разработал несколько способов связи Ozon Seller с другими программами по API. Большинство из них можно использовать в любой подходящей системе автоматизации: Seller API предназначен для управления товарами, Performance API — для управления рекламой, Statistics API помогает передавать в другие программы данные о продажах и товарах. Четвёртый, Synchrozon, можно использовать только для 1C.

Все Ozon API, кроме Ozon Statistics API, бесплатны. Нужно просто настроить их и начать пользоваться. 

По этой теме

Как управлять очень большим ассортиментом на Ozon

Прочитать

Seller API

Ozon Seller API помогает загружать большие объёмы данных в личный кабинет напрямую из системы учёта продавца.

Этот API нужен, когда заказов и товаров стало много и продавцу приходится каждый день вводить однотипные данные в личном кабинете: загружать карточки, работать с ценами, обновлять остатки.

Seller API позволяет: 

  • загружать товары;
  • обновлять карточки;
  • управлять заказами FBO, FBS и realFBS, ценами и остатками на складе, возвратами;
  • участвовать в акциях;
  • работать с чатами, если они доступны;
  • выгружать финансовую и аналитическую отчётность. 

Подробные инструкции о том, как настроить API для компании, а также документацию для разработчиков можно найти в «Базе знаний».

Performance API

Performance API помогает контролировать рекламу в режиме «одного окна» — он пригодится продавцам с большим ассортиментом и агентствам с рекламным кабинетом Ozon.

К платформе, которую используют специалисты по рекламе, наряду с другими площадками подключается и магазин Ozon — в результате специалисты могут, не заходя в кабинет Ozon:

  • собирать статистику по нескольким рекламным каналам;
  • рассчитывать юнит-экономику магазина и маржинальность товара;
  • создавать рекламные кампании;
  • добавлять товары в рекламу;
  • оптимизировать ставки.

Кроме того, через Performance API можно получать данные об эффективности внешнего продвижения.

Подробную инструкцию по интеграции Performance API можно найти в «Базе знаний».

Statistics API

Ozon Statistics API позволяет передать данные о продажах на маркетплейсе Ozon во внешние сервисы аналитики. Настроив этот API, можно получать информацию о товарах магазина, например данные об остатках, рейтингах и отзывах.

Больше о подключении и методах Statistics API можно прочитать в «Базе знаний».

Synchrozon

Для продавцов, которые работают в 1С, Ozon создал готовый модуль интеграции Synchrozon.

Подсистема Synchrozon даёт возможность управлять: 

  • товарами;
  • остатками, в том числе настраивать ограничение выгружаемых остатков;
  • ценами;
  • продвижением через акции;
  • заказами FBO и FBS, в том числе следить за возвратами по номеру отправления.

Подробнее о возможностях Synchrozon, а также о том, где его скачать и как установить, можно прочитать в «Базе знаний».

Рост бизнеса означает, что предприниматель выбрал верную нишу и стратегию, а также выстроил бесперебойную работу на всех этапах — от создания карточки до работы с возвратами. Автоматизация поможет не сбавлять темп и улучшать процессы, главное, заранее определиться с целями и просчитать окупаемость вложений в систему учёта и интеграцию.

Поделиться:

Содержание статьи

Дарья Котловская

Дарья Котловская

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также