Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Как любовь к кошкам помогла стать продавцом зоотоваров

Юлия Семёнова

Говорят, что лучший бизнес — тот, который создаётся с любовью. Неожиданный поворот в жизни заставил Юлию Семёнову стать предпринимателем, а вдохновила на это — детская мечта заботиться о животных. Мы поговорили с Юлией о том, как у неё появился магазин зоотоваров на Ozon и какую роль в этом сыграли котики, чему научили ошибки на старте и что нужно помнить тем, кто, как и она, делает первые шаги в бизнесе.

Как появилась идея открыть своё дело и почему зоотовары

Несколько лет назад я строила карьеру в IT-компании, планируя и дальше развиваться в этом направлении. Однако всё пошло не по плану: в 2022 году я попала под сокращение. Это было неожиданно, но я не сомневалась, что совсем скоро найду работу в другой компании. Увы, этого не произошло: в других организациях тоже начали сокращать сотрудников. В итоге целый год я пыталась найти работу по специальности, но ничего не получалось.

Тогда я стала думать, чем ещё хотела бы и могла заниматься. Помог муж: он напомнил о моей детской мечте помогать животным — ещё ребёнком я постоянно приносила домой бездомных больных котов и потом ухаживала за ними вместе с мамой. Когда я выросла, желание спасать всех на свете кошек и собак никуда не делось. Так и пришла идея открыть бизнес, который не только позволит зарабатывать деньги, но также будет связан с животными. 

Юлия — хозяйка трёх кошек, они тоже участвуют в семейном деле

Почему после первой продажи я чуть не ушла из бизнеса 

Мы сразу подумали о маркетплейсах как о самом быстром варианте начать своё дело. Опыта в бизнесе не было ни у меня, ни у мужа — договорились, что будем разбираться на ходу.

Может быть интересно

Как начать продажи на Ozon

Подробнее

ИП я зарегистрировала в начале 2023 года. Посмотрев несколько видео в интернете, мы с мужем завели кабинет на одном из маркетплейсов и решили сделать первую закупку. Бюджет — 30 000 ₽. На эти деньги приобрели корм для кошек и собак, лотки и игрушки. Признаюсь, что никакого анализа рынка я не сделала — выбрала товары просто потому, что мне они понравились.

Первая продажа случилась 8 марта — и это был настоящий праздник. Я собрала и красиво упаковала заказ, положила подарки покупателю. И… заказ отменили. В тот момент я подумала, что это не моё, ничего не получится, и чуть не бросила бизнес. Но уже через неделю пришёл заказ на бо́льшую сумму, я выдохнула и продолжила работу.

С первой закупки я в итоге вышла в ноль — пожалуй, это можно считать удачей. Про юнит-экономику, себестоимость, маржинальность, анализ конкуренции тогда ничего не знала. Но сразу поняла, что ориентироваться только на свой покупательский опыт — неверная стратегия. И ещё стало очевидно, что пробел в знаниях о бизнесе и маркетплейсах надо восполнять, — иначе прибыли никогда не будет. 

По этой теме

Что такое юнит-экономика

Прочитать

Чтобы снова не обжечься, решила не спешить с новыми закупками и пошла изучать тему. Выбрала курс по выходу на маркетплейсы у человека, за которым долго следила в соцсетях и чьи бесплатные уроки часто смотрела. 

Какой стала вторая попытка выйти на маркетплейс

Сразу после обучения начала искать поставщика товаров из Китая. В этот раз мы с мужем тщательно подобрали ассортимент и рассчитали всю юнит-экономику: учли расходы на закупку, рекламу, логистику. Когда нашла поставщика, чьи товары меня устроили по качеству и цене, я заказала у него лотки и приборы для стрижки кошек и собак. 

Товары из магазина Юлии By Luna. Источник: Ozon

Так началась моя история с Ozon: для работы с маркетплейсом выбрали схему работы FBO, при которой за хранение и логистику товаров на всей цепочке отвечает площадка. Задача продавца — привезти и отгрузить товары. После этого остаётся только контролировать оборот и пополнять запасы, когда продукция заканчивается. Ещё один необходимый шаг — подготовить сертификаты и декларации для товаров: покупатели могут в любой момент запросить их у продавца. 

Когда всё было готово, отгрузили товары — партию полностью раскупили за две недели, а я смогла получить первую прибыль. А к делу теперь подхожу так:

  • выбираю товары не только по зову сердца, но также анализирую спрос, поисковые запросы и другие параметры;
  • использую инструменты продвижения, чтобы продавать больше. Пользуюсь теми, что предлагает сама площадка: лучше всего пока работают трафареты и продвижение в поиске. 

Может быть интересно

Как найти ходовой товар

Подробнее

Убытков не было ни разу: уже почти полтора года бизнес работает в плюс. При этом я по-прежнему продаю только то, что купила бы сама. Определиться с категориями мне помогают инструменты аналитики, а вот сами товары подбираю вручную, каждый проходит мою личную проверку. Для ухода за своими питомцами я пользуюсь товарами из своего магазина. Например, на своих кошках я проверяю гриндеры — аппараты для стрижки когтей.

Товары для кошек и собак — то, в чём я отлично разбираюсь, и то, что мне близко. Например, я подскажу покупателю, как подобрать кошке шлейку или какой корм выбрать, если у животного проблемы с почками. 

Как получилось объединить работу на маркетплейсе и помощь бездомным животным 

Когда я работала в найме, у меня не хватало времени и возможностей помогать животным. Получалось, что детская мечта спасать кошек и собак так и оставалась нереализованной до конца. И теперь я стараюсь это исправить — теми ресурсами, которые у меня появились. Например, 5% от дохода на маркетплейсе я жертвую приютам, плюс на поддержку бездомным животным отправляется часть закупленного на продажу товара. Думаю над тем, чтобы сделать питомцев, которым нужен дом, моделями для карточек товаров. 

И ещё я рада, что работа на маркетплейсе не занимает мой день полностью, — поэтому я успеваю поддерживать приюты. Сейчас это два места — в Новомосковске (Тульская область) и в Абхазии. 

Питомцы приютов, которые поддерживает Юлия

В Новомосковске — зоогостиница, где ухаживают за больными бездомными кошками. Именно сюда отправился товар из моей самой первой закупки: гриндер, машинка для груминга и сменные детали для них. Основательница второго приюта, в Абхазии, лечит и выхаживает бездомных собак, которых сама подбирает. Представьте: ей могут позвонить ночью и сообщить о брошенных щенках, и она сразу за ними приезжает. Этому приюту я иногда помогаю с перевозкой собак в Москву — например, беру питомцев на передержку, пока куратор ищет им хозяев.

Что я могу посоветовать начинающим продавцам

Сейчас я довольна тем, как развивается мой бизнес. Есть мечты о запуске своего бренда, но это идея на будущее, — а пока наращиваю обороты и набираюсь опыта в продажах. А вот что по следам своего недавнего выхода на маркетплейс я хочу порекомендовать тем, кто только начинает:

1. Проверяйте качество продукции

Когда мне приходит новая поставка — это примерно 400–500 единиц товара, — мы с мужем каждую проверяем. Если встречаю брак, возвращаю товар продавцу или отправляю на утилизацию. Если изъян незначительный, могу передать вещь в приют для животных.

Важно относиться к этому процессу ответственно: покупатель не хочет получить сломанный или разряженный гриндер. Если такое происходит, сразу теряется доверие к магазину. Конечно, когда у вас большой ассортимент, возможности проверить каждую вещь нет. В этом случае стоит тщательно выбирать поставщиков и отказываться от работы с теми, кто постоянно подводит.

2. Уделите внимание карточкам товаров

В обычном магазине мы можем потрогать товар, рассмотреть его поближе. На маркетплейсе человек изучает продукт с помощью карточки, и именно от неё сильно зависят продажи.

Карточка должна быть красивой, информативной, продающей: добавьте в неё качественные фотографии товара с разных ракурсов, инфографику, видео, подробное описание, заполните поля с характеристиками. Если не уверены в своих навыках, пройдите обучение или наймите специалиста, который поможет всё сделать правильно.

По этой теме

Как сделать продающую карточку на Ozon

Прочитать

3. Анализируйте рынок 

Изучайте бренды, спрос на товары, отзывы на поставщиков. Для этого есть специальные сервисы, но некоторые инструменты доступны на самом маркетплейсе. Например, в личном кабинете можно посмотреть, какие товары покупают чаще или реже, где выше или ниже конкуренция, и в итоге выбрать нишу и товары, с которыми вам будет легче конкурировать с другими продавцами. 

4. Налаживайте контакты с поставщиками

Поверьте, они тоже заинтересованы в том, чтобы вы остались надолго. Не стесняйтесь задавать вопросы, торговаться. Но если заказываете из Китая, то лучше с торгом быть аккуратнее: вас могут неправильно понять.

5. Любите своё дело 

В вашем магазине или бренде должно быть то, что вы любите. Иначе это не принесёт вам радости, так же как и заработанные на этом деньги. Лучше всего, если бизнес строится на любви. 

Поделиться:

Содержание статьи

Анастасия Гусенкова

Анастасия Гусенкова

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также