Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Женский взгляд на бизнес: истории продавцов Ozon

Вероника Тройникова и Александра Игошина

Быть предпринимателем — значит постигать тонкое искусство баланса: совмещать бизнес с личной жизнью, встречами с друзьями и отдыхом. Чаще всего мастерства в этом добиваются женщины, которые порой не только развивают своё дело, но и воспитывают детей, ведут хозяйство и строят отношения. Специально к 8 Марта попросили предпринимательниц Ozon рассказать о том, что помогает им в работе, чем женский взгляд на бизнес отличается от мужского и в чём суперсила бизнесвумен.

Вероника Тройникова: лежанки для животных Graff и Monika

— Как вы решили начать свой бизнес? 

Когда-то у нас с мужем жил добрейший умный пёс по имени Граф. Мне хотелось купить ему лежанку, я перерыла весь интернет в поисках нужной, но так и не нашла ничего подходящего. 

А потом наш любимец ушёл из жизни, и в память о Графе я решила шить лежанки сама — чтобы они были удобными и красивыми, радовали питомцев и их хозяев. Мы пошли в магазин тканей, потратили 2000 ₽ на материалы и принялись за работу. 

Прежде я не относилась к шитью как к серьёзному занятию, скорее, рассматривала его как хобби. По образованию я программист и много лет работала по специальности. Дело мне не нравилось, но бросать было страшно: как же так, после хорошо оплачиваемой работы идти в никуда? Однако ощущение, что жизнь проходит мимо, было слишком сильным, — поэтому я всё же решилась открыть своё дело. 

400 тыс.

рублей — среднемесячный оборот бизнеса Вероники на маркетплейсах

Вероника продаёт лежанки для собак и кошек под брендами Graff и Monika, а также защитные тенты для электромобилей и садовой мебели, чехлы, подушки

— Не жалеете о том, что ушли из найма?

Сомнения, конечно, были, но в итоге я ни о чём не жалею. До сих пор шью всё сама, воспринимаю это как отдых: не так много способов расслабиться, когда растишь двоих детей, одному из которых 10 месяцев. Несмотря на нагрузку, чувствую, что живу в гармонии: семья включена в процесс, дети видят, что деньги зарабатываются трудом, а не берутся из воздуха. Старший сын любит помогать по силам: приносить нитки, когда я за машинкой, или вместе смотреть фотографии довольных собачек из отзывов покупателей. 

Покупатели Вероники охотно оставляют отзывы с фотографиями и видео своих питомцев на лежанках 

— Существует мнение, что женский бизнес более эмоциональный. Согласны ли вы с этим? Чем руководствуетесь в своём бизнесе — разумом или сердцем?

Сама по себе я человек рациональный — всё-таки программист в прошлом. А вот бизнес строю на интуиции: предполагаю, что может понравиться аудитории, и потом проверяю, сработает ли это. По такой логике, например, стараюсь передавать чувство уюта через контент и в коммуникации с клиентами. Для этого снимаю лежанки дома, просто на телефон — чтобы создать атмосферу чего-то родного и близкого. Судя по отзывам, подход работает. 

Ещё исходя из внутренних ощущений я делаю ставку на эстетику. Лично меня заряжают красивые вещи, дарят удовольствие и чувство комфорта. Лежанка — важная часть интерьера, тем более если собака большая: мы не могли подобрать лежанку как раз потому, что много вложили в ремонт квартиры и с вниманием подбирали каждую деталь. Если это важно для меня, значит, может быть важно для других?

Бренд Вероники назван в честь её собаки Графа

— Замечаете ли вы разницу между тем, как в целом ведут бизнес женщины и мужчины?

Разница точно есть: мужчина может сконцентрироваться на торговле, а женщине, как ни крути, приходится балансировать между семьёй и работой. Например, сейчас у меня неделю болели дети, и я не могла заниматься рабочими делами, хотя в голове постоянно появлялись новые идеи. 

Для меня бизнес — это скорее творчество, возможность выразить себя. Поэтому мне нравится делать акцент на мягкости и красоте в продвижении — при этом замечаю, что у мужчин-предпринимателей реклама обычно более агрессивная.  

Мужчины чаще женщин добиваются грандиозных результатов в предпринимательстве, и это прекрасно, но, на мой взгляд, не главное. Например, женщины могут быть более разносторонними в своих делах, гармоничнее выражать себя в разных сферах, получать больше удовольствия от жизни. По ощущениям у меня не двое детей, а трое: третий ребёнок — моё дело. И к нему я тоже отношусь с трепетом, вниманием и любовью. 

У Вероники двое детей, воспитание которых она совмещает с ведением бизнеса

— Что изменилось в вашей жизни с появлением своего дела?

Бизнес подарил мне ощущение твёрдой почвы под ногами, что особенно важно во время декрета. Наслаждаюсь чувством, что я сама себе хозяйка, а значит, все ограничения — только в моей голове. И их я успешно преодолеваю! 

Александра Игошина: попоны для кошек Leksi Pet

— Как вы поняли, что пора открыть своё дело?

Однажды мы с мужем решили взять кошку Софию из приюта. Когда она подросла, встал вопрос о стерилизации, и в ветеринарной клинике нам выдали попону — некрасивую, неудобную, с нелепыми завязками. Было видно, что кошке некомфортно, и я придумала, как улучшить изделие: заменила завязки на кнопки. После этого София как будто ожила, вновь стала активной. 

Тогда я начала шить попоны для питомцев своих знакомых: выяснилось, что для животных не делают красивой и удобной послеоперационной одежды, и это большая проблема. Отклик был хорошим, так что потихоньку начала расширяться: в итоге спустя год созрела и запустила собственное производство, набрала команду из швей и закройщицы. До предпринимательства я работала в найме, поэтому начинать новый жизненный этап было страшно: пришлось шагать в неизвестность. 

— В вашем ассортименте не только попоны, но и лежанки. Что вас подтолкнуло к новому товару?

Спустя время наша кошка София заболела астмой, и мне нужно было снова везти её к ветеринару. Было критически важно, чтобы кошка ехала в тепле, иначе можно было усугубить болезнь. Тогда я придумала тёплую лежанку, которая складывается в виде конверта. То есть всё, что я создаю и продаю, — это вещи, которых мне самой не хватало в какой-то период времени.

200 тыс.

рублей — прибыль Александры за месяц в удачные сезоны

Под брендом Leksi Pet Александра продаёт попоны и лежанки-трансформеры. Попоны можно использовать для восстановления после операций, лечения или прогулок

— Что отличает ваш подход к бизнесу от подходов конкурентов?

Я трачу на продукт много времени, тщательно продумываю крой, фасон, цвета, чтобы всё сочеталось и выглядело эстетично. Стараюсь угодить каждому покупателю и принимаю близко к сердцу негативные отзывы — их мало, но каждый заставляет просыпаться по ночам. Муж спрашивает: «Чего ты так сильно реагируешь?» — всё же мужчины более спокойны в этом плане. А я не понимаю, как можно иначе. Это же моя кровинушка, моё изобретение (которое, кстати, охотно копируют конкуренты). 

Александра уделяет много внимания внешнему виду попон, что отмечают покупатели в отзывах

— Вы замечаете разницу между мужским и женским отношением к отзывам. А как думаете, мужчины и женщины в целом по-разному ведут бизнес?

Мне кажется, мужчинам проще решиться на свой бизнес, чем женщинам. В них больше врождённого авантюризма: захотел и сделал, не получилось — и бог с ним. Женщины же дольше всё обдумывают, собираются с мыслями, решаются. При этом, конечно, правило работает не всегда: всё в первую очередь зависит от самого человека и наличия у него предпринимательской жилки. 

Ещё женщинам часто приходится балансировать между своим делом и семьёй. У меня двое детей, младшему — годик. Совмещать их воспитание и бизнес сложно, какая-то из сфер всегда не в фокусе. Иногда кажется, что я не справляюсь, но результаты говорят об обратном: растёт и дело, и моя семья. Финансовое положение тоже улучшается: благодаря доходу с маркетплейсов мы с мужем обновили автомобиль, а сейчас подумываем о покупке квартиры и хорошем отпуске. 

Александре в её деле помогает муж: например, отвозит поставки на склад

— А кроме финансового положения, что ещё изменилось в вашей жизни с появлением своего дела?

За то время, как веду бизнес, я сильно выросла духовно. Раньше своё дело казалось мне чем-то нереальным. А теперь я поняла, что могу всё — стоит только захотеть и отодвинуть страхи. Чувствую себя практически всемогущей, при том что обычно считала себя довольно нерешительным человеком. Теперь хочу чего-то большего — например, выйти в офлайн и представить свои попоны в сетевых зоомагазинах. 

Поделиться:

Катя Кабышева

Катя Кабышева

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также