Исследование категорий «Мебель», «Дом и сад», «Строительство и ремонт»
Что продавать в высокий сезон
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
В августе традиционно начинается подготовка к школе, офисные работники возвращаются из отпусков и меняют сланцы на более строгие лоферы и туфли, а летние босоножки отправляются на антресоли, уступая место демисезонной обуви. Закономерно, что именно в августе — октябре на фоне смены сезонов и приближения зимы спрос на обувь — пиковый. Эксперты Ozon разобрались, какие товары в этот период наиболее востребованы, когда стоит завозить на склад новую коллекцию и какие инструменты продвижения использовать, чтобы быстро и выгодно её всю продать.
Всё чаще покупатели идут за обновками именно на Ozon: только за шесть месяцев 2024 года продажи в категории «Обувь» увеличились более чем вдвое. Лидером по приросту оказалась спортивная обувь — 133% год к году. Посмотрим, какие ещё категории обуви были в топе с начала года:
Данные из поисковых запросов на Ozon говорят о том, что в августе и начале сентября покупатели начинают активно искать мужские и женские кроссовки, женские лоферы и туфли. В сентябре и октябре растёт интерес к мужским и женским ботинкам на зиму. Кроссовки в топе запросов присутствуют всегда.
Смена погоды и сезона, резкое потепление, похолодание — от этого будет зависеть и спрос. К примеру, тёплая осень 2023 года сместила обувной сезон, и период самого высокого спроса съехал с сентября на октябрь.
Пик спроса в регионах наступает в разное время: где-то осень приходит раньше, где-то позже. Например, в 2023 году на Дальнем Востоке обувью особенно активно закупались 23–30 октября, а в Поволжье — 6–16 октября.
Впрочем, все типы обуви продаются круглый год, но в разных объёмах, — это подтверждают наши данные. Так что нереализованные в сентябре лоферы вполне могут найти покупателя в октябре, ноябре и даже январе.
Значение имеет не только модель или тип обуви, но и конкретные параметры, по которым покупатели ищут товар. Например, самые популярные размеры: женский 38-й, мужской 43-й, спорт 42-й, детский 35-й. Цвет — чёрный. Планируя поставки, нужно учитывать, что эти позиции могут раскупаться быстрее остальных.
«Чёрная пятница», 11.11 и другие глобальные акции и распродажи, которые проводятся на Ozon, усиливают сезонный спрос. В этот период мы привлекаем на площадку большой объём трафика, и он конвертируется в продажи. Продавцам рекомендуем заранее подготовиться к высокому сезону для того, чтобы к старту сезона карточка товара уже была раскрученной, и обязательно обеспечить поставки товаров на склад.
С августа по октябрь 2023 года в сравнении с августом — октябрём 2022-го категория детской обуви выросла в 2,7 раза. Топ продаж составили ботинки для мальчиков и кроссовки для мальчиков и девочек.
Наша аналитика подтверждает, что на детях не экономят: средний чек по детской обуви и среднее количество покупок в сезон на «постоянно растущего» ребёнка выше, чем на взрослого.
Ожидаемо обувь для школы активнее всего приобретают в августе, а пик продаж приходится на последнюю декаду месяца. А вот интерес к демисезонной обуви начинается ещё в июле, так что рекомендуем организовать поставки новой коллекции заранее.
Категория женской обуви выросла в 3,2 раза в период с августа по октябрь 2023-го в сравнении с августом — октябрем 2022 года. В эти месяцы чаще всего покупали кроссовки, демисезонные и зимние ботинки, а также туфли.
У современной женщины в гардеробе как минимум с десяток моделей под разные стили, образы, по случаю и без. Закономерно, что и категория — одна из самых быстрорастущих и перспективных на Ozon. Большая часть продаж здесь приходится на базовые классические модели, обувь «на выход» и акцентную обувь, которая соответствует модным тенденциям текущего сезона.
Хиты продаж повторяются от сезона к сезону, но мода тоже сильно влияет на выбор покупателей.
Сейчас в тренде:
Популярный цвет (принт):
По нашим прогнозам, тренд на анималистичные принты, необычные меховые текстуры и насыщенный винный цвет сохранится и в предстоящем осенне-зимнем сезоне.
Традиционно покупатели интересуются бюджетными моделями, но огромный потенциал у обуви сегмента Средний / Средний+.
Категория мужской обуви в августе — октябре 2023 года выросла более чем в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. В осенне-зимний сезон большая часть продаж происходит в двух подкатегориях: повседневные кроссовки и ботинки.
Повседневные кроссовки настолько прочно вошли в мужской гардероб, что составляют в отдельные месяцы до 50% всех продаж мужской обуви. При этом возрастная аудитория чаще отдаёт предпочтение моделям из натуральной кожи в базовых цветах, а молодёжь больше ориентируется на тренды. Например, без кроссовок и кедов на коричневой подошве в лидеры в этом сезоне попасть будет сложно.
Другая популярная категория — мужские ботинки — сильно зависит от погоды. Мужчины редко покупают обувь заранее, так что пик продаж обычно приходит с первым снегом. Зато благодаря высокому чеку и устойчивому спросу эта группа даёт стабильный результат вплоть до середины февраля.
Классическая обувь сохраняет свою небольшую долю в 8–12%. В августе — сентябре люди возвращаются из отпусков в офис: именно на эти месяцы приходится пик продаж. В классике сохраняется устойчивый тренд на лоферы: скоро мы совсем забудем про шнурки.
В самом быстрорастущем обувном сегменте топ-3 по продажам составили спортивные мужские и женские кроссовки, а также слипоны. В целом, категория спортивной обуви выросла в 2,4 раза в период с августа по октябрь 2023 года в сравнении с августом — октябрем 2022 года.
Особенность категории и её главный плюс — это устойчивый круглогодичный спрос. Сезонные изменения наблюдаются, однако популярные трендовые модели будут раскупаться и в сентябре, и в феврале.
Спортивную обувь и моду в ней всегда определяют топовые бренды. Внедрённые ими инновации, тренды и силуэты быстро подхватывают другие игроки. Хотите добиться успеха — смотрите внимательно за коллекциями мировых лидеров и ищите аналоги на рынке.
Покупатели обращают внимание не только на дизайн верха, но и на подошву: в последние годы при выборе кроссовок она играет даже бОльшую роль.
Вечная борьба между кроссовками и кедами за лидерство в категории «Спорт», добавляют головной боли менеджерам по закупке, так как от сезона к сезону спрос покупателя плавает между этими группами. Однако в любом случае и на кеды, и на кроссовки спрос есть всегда, если речь идёт о трендовых силуэтах. Пожалуй, у любого популярного бренда есть ассортимент кроссовок и кедов, которые с незначительными изменениями переходят из года в год и которые ценят лояльные покупатели. Поэтому ориентируйтесь не на категорию, а на модель.
Не стоит забывать и про профессиональный спорт: рост популярности бега, фитнеса и общий тренд на здоровый образ жизни приводят к росту продаж специализированной спортивной обуви.
Сокращайте сроки доставки, используя наши склады. Чем товар быстрее доезжает до покупателя, тем он лучше продаётся. Скорость доставки напрямую влияет на продажи и процент выкупа. Это связано и с желанием как можно быстрее купить нужную вещь, и с необходимостью быстро переобуться, так как на улице похолодало. Особенно, если речь идёт о детской обуви. Покупатель не будет ждать ботинки неделю, если снег выпал уже сегодня.
Ещё одно наблюдение: показатель выкупа растёт вместе с индексом локализации. Поэтому в высокий сезон мы особенно рекомендуем продавцам заранее распределить поставки по разным складам.
Прежде всего, используйте бесплатные инструменты продвижения — поработайте над карточками. Убедитесь, что у товаров в карточках правильно указано название, фотографии и видео — в отличном качестве, подробно и точно описаны важные характеристики и заполнены атрибуты: размер, материал, цвет, длина стельки.
Кстати, сейчас продавцы используют ранние поставки осеннего и зимнего сезона, чтобы к старту продаж сезонных товарах, их карточка была раскрученной.
Постарайтесь заранее распродать товар, спрос на который определяет тёплая летняя погода, — например, босоножки. Иначе они будут залёживаться на складе, когда сезон начнёт меняться, — а это дополнительные издержки.
Раскрутить товар помогут и инструменты продвижения Ozon — они простые и интуитивно понятные, ими легко могут воспользоваться даже начинающие продавцы.
Для товаров, спрос на которые пока достиг не пика, но ожидается в ближайшие месяцы — например, демисезонной обуви, — обновите карточки и позаботьтесь о настройках, которые влияют на ранжирование в поиске. Планомерная работа с карточками позволит подготовиться к высокому сезону: у ваших товаров уже будут достаточно высокие позиции к моменту, когда «ветер переменится» и всем понадобятся резиновые сапоги.
И, конечно же, участвуйте в наших глобальных акциях — их на Ozon предостаточно. Например, уже в августе на Ozon пройдёт Школьная распродажа, где вы сможете предложить покупателям свои товары по привлекательным ценам.
Содержание статьи
Финансовые показатели категорий
Покупательское поведение
Перспективные товары категории
Рекомендации экспертов
главред журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Исследование категорий «Мебель», «Дом и сад», «Строительство и ремонт»
Что продавать в высокий сезон
Что такое эмоцио­нальное выгорание
И как предпринимателю его не допустить
Как начать продавать бижутерию на Ozon?
На трёх таможенных пунктах заработает электронная очередь
Дайджест рекламной платформы: ноябрь 2024 года
Соцконтракт: как получить от государства 350 000 ₽
Стартовый капитал на открытие бизнеса на Ozon
Закон о регистрации блогеров
Что делать, если у вас больше 10 000 подписчиков
Как продавать живые ёлки на Ozon?
На вопрос читателя отвечает Юлия Федирко, эксперт маркетплейса