Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

Исследование категории «Обувь»: лето-осень 2024 года

Обувь

В августе традиционно начинается подготовка к школе, офисные работники возвращаются из отпусков и меняют сланцы на более строгие лоферы и туфли, а летние босоножки отправляются на антресоли, уступая место демисезонной обуви. Закономерно, что именно в августе — октябре на фоне смены сезонов и приближения зимы спрос на обувь — пиковый. Эксперты Ozon разобрались, какие товары в этот период наиболее востребованы, когда стоит завозить на склад новую коллекцию и какие инструменты продвижения использовать, чтобы быстро и выгодно её всю продать.

Финансовые показатели категорий 

Всё чаще покупатели идут за обновками именно на Ozon: только за шесть месяцев 2024 года продажи в категории «Обувь» увеличились более чем вдвое. Лидером по приросту оказалась спортивная обувь — 133% год к году. Посмотрим, какие ещё категории обуви были в топе с начала года:

Покупательское поведение 

Данные из поисковых запросов на Ozon говорят о том, что в августе и начале сентября покупатели начинают активно искать мужские и женские кроссовки, женские лоферы и туфли. В сентябре и октябре растёт интерес к мужским и женским ботинкам на зиму. Кроссовки в топе запросов присутствуют всегда. 

Смена погоды и сезона, резкое потепление, похолодание — от этого будет зависеть и спрос. К примеру, тёплая осень 2023 года сместила обувной сезон, и период самого высокого спроса съехал с сентября на октябрь. 

Пик спроса в регионах наступает в разное время: где-то осень приходит раньше, где-то позже. Например, в 2023 году на Дальнем Востоке обувью особенно активно закупались 23–30 октября, а в Поволжье — 6–16 октября.

Впрочем, все типы обуви продаются круглый год, но в разных объёмах, — это подтверждают наши данные. Так что нереализованные в сентябре лоферы вполне могут найти покупателя в октябре, ноябре и даже январе.

Значение имеет не только модель или тип обуви, но и конкретные параметры, по которым покупатели ищут товар. Например, самые популярные размеры: женский 38-й, мужской 43-й, спорт 42-й, детский 35-й. Цвет — чёрный. Планируя поставки, нужно учитывать, что эти позиции могут раскупаться быстрее остальных.

«Чёрная пятница», 11.11 и другие глобальные акции и распродажи, которые проводятся на Ozon, усиливают сезонный спрос. В этот период мы привлекаем на площадку большой объём трафика, и он конвертируется в продажи. Продавцам рекомендуем заранее подготовиться к высокому сезону для того, чтобы к старту сезона карточка товара уже была раскрученной, и обязательно обеспечить поставки товаров на склад.

Перспективные товары категории 

Детская обувь

С августа по октябрь 2023 года в сравнении с августом — октябрём 2022-го категория детской обуви выросла в 2,7 раза. Топ продаж составили ботинки для мальчиков и кроссовки для мальчиков и девочек.

Наша аналитика подтверждает, что на детях не экономят: средний чек по детской обуви и среднее количество покупок в сезон на «постоянно растущего» ребёнка выше, чем на взрослого.

Ожидаемо обувь для школы активнее всего приобретают в августе, а пик продаж приходится на последнюю декаду месяца. А вот интерес к демисезонной обуви начинается ещё в июле, так что рекомендуем организовать поставки новой коллекции заранее. 

Присмотритесь к этим товарам: 

Женская обувь

Категория женской обуви выросла в 3,2 раза в период с августа по октябрь 2023-го в сравнении с августом — октябрем 2022 года. В эти месяцы чаще всего покупали кроссовки, демисезонные и зимние ботинки, а также туфли.

У современной женщины в гардеробе как минимум с десяток моделей под разные стили, образы, по случаю и без. Закономерно, что и категория — одна из самых быстрорастущих и перспективных на Ozon. Большая часть продаж здесь приходится на базовые классические модели, обувь «на выход» и акцентную обувь, которая соответствует модным тенденциям текущего сезона. 

Хиты продаж повторяются от сезона к сезону, но мода тоже сильно влияет на выбор покупателей. 

Сейчас в тренде:

  • туфли с острым носом;
  • модель «Мэри Джейн»; 
  • лоферы на платформе;
  • меховая / пушистая обувь. 

Популярный цвет (принт): 

  • винный / бордово-красный;
  • хаки; 
  • клетка; 
  • животные принты. 

По нашим прогнозам, тренд на анималистичные принты, необычные меховые текстуры и насыщенный винный цвет сохранится и в предстоящем осенне-зимнем сезоне. 

Традиционно покупатели интересуются бюджетными моделями, но огромный потенциал у обуви сегмента Средний / Средний+. 

Присмотритесь к этим товарам:

Мужская обувь

Категория мужской обуви в августе — октябре 2023 года выросла более чем в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. В осенне-зимний сезон большая часть продаж происходит в двух подкатегориях: повседневные кроссовки и ботинки.

Повседневные кроссовки настолько прочно вошли в мужской гардероб, что составляют в отдельные месяцы до 50% всех продаж мужской обуви. При этом возрастная аудитория чаще отдаёт предпочтение моделям из натуральной кожи в базовых цветах, а молодёжь больше ориентируется на тренды. Например, без кроссовок и кедов на коричневой подошве в лидеры в этом сезоне попасть будет сложно.

Другая популярная категория — мужские ботинки — сильно зависит от погоды. Мужчины редко покупают обувь заранее, так что пик продаж обычно приходит с первым снегом. Зато благодаря высокому чеку и устойчивому спросу эта группа даёт стабильный результат вплоть до середины февраля.

Классическая обувь сохраняет свою небольшую долю в 8–12%. В августе — сентябре люди возвращаются из отпусков в офис: именно на эти месяцы приходится пик продаж. В классике сохраняется устойчивый тренд на лоферы: скоро мы совсем забудем про шнурки.

Присмотритесь к этим товарам: 

Спортивная обувь

В самом быстрорастущем обувном сегменте топ-3 по продажам составили спортивные мужские и женские кроссовки, а также слипоны. В целом, категория спортивной обуви выросла в 2,4 раза в период с августа по октябрь 2023 года в сравнении с августом — октябрем 2022 года.

Особенность категории и её главный плюс — это устойчивый круглогодичный спрос. Сезонные изменения наблюдаются, однако популярные трендовые модели будут раскупаться и в сентябре, и в феврале. 

Спортивную обувь и моду в ней всегда определяют топовые бренды. Внедрённые ими инновации, тренды и силуэты быстро подхватывают другие игроки. Хотите добиться успеха — смотрите внимательно за коллекциями мировых лидеров и ищите аналоги на рынке. 

Покупатели обращают внимание не только на дизайн верха, но и на подошву: в последние годы при выборе кроссовок она играет даже бОльшую роль. 

Вечная борьба между кроссовками и кедами за лидерство в категории «Спорт», добавляют головной боли менеджерам по закупке, так как от сезона к сезону спрос покупателя плавает между этими группами. Однако в любом случае и на кеды, и на кроссовки спрос есть всегда, если речь идёт о трендовых силуэтах. Пожалуй, у любого популярного бренда есть ассортимент кроссовок и кедов, которые с незначительными изменениями переходят из года в год и которые ценят лояльные покупатели. Поэтому ориентируйтесь не на категорию, а на модель. 

Не стоит забывать и про профессиональный спорт: рост популярности бега, фитнеса и общий тренд на здоровый образ жизни приводят к росту продаж специализированной спортивной обуви. 

Присмотритесь к этим товарам: 

Рекомендации экспертов

1. Логистика 

Сокращайте сроки доставки, используя наши склады. Чем товар быстрее доезжает до покупателя, тем он лучше продаётся. Скорость доставки напрямую влияет на продажи и процент выкупа. Это связано и с желанием как можно быстрее купить нужную вещь, и с необходимостью быстро переобуться, так как на улице похолодало. Особенно, если речь идёт о детской обуви. Покупатель не будет ждать ботинки неделю, если снег выпал уже сегодня. 

Ещё одно наблюдение: показатель выкупа растёт вместе с индексом локализации. Поэтому в высокий сезон мы особенно рекомендуем продавцам заранее распределить поставки по разным складам. 

2. Продвижение

Прежде всего, используйте бесплатные инструменты продвижения — поработайте над карточками. Убедитесь, что у товаров в карточках правильно указано название, фотографии и видео — в отличном качестве, подробно и точно описаны важные характеристики и заполнены атрибуты: размер, материал, цвет, длина стельки. 

Кстати, сейчас продавцы используют ранние поставки осеннего и зимнего сезона, чтобы к старту продаж сезонных товарах, их карточка была раскрученной.

Постарайтесь заранее распродать товар, спрос на который определяет тёплая летняя погода, — например, босоножки. Иначе они будут залёживаться на складе, когда сезон начнёт меняться, — а это дополнительные издержки. 

Раскрутить товар помогут и инструменты продвижения Ozon — они простые и интуитивно понятные, ими легко могут воспользоваться даже начинающие продавцы.

  • Продвигайте самые ходовые позиции с помощью «Вывода в топ». Так покупатель увидит ваш товар среди первых 12 позиций в поисковой выдаче, то есть на самых конверсионных позициях. Убедитесь, что вы учли все базовые показатели, которые влияют на ранжирование: карточка заполнена, у товара высокий рейтинг, много отзывов и быстрая доставка. 
  • Запускайте трафареты: это ещё один способ привлечь трафик на карточку и найти покупателей, которые интересуются моделями прямо сейчас. Трафареты помогут им увидеть ваш товар, а дополнительные переходы на карточку положительно повлияют на позицию товара.
  • Мотивируйте покупателей оставить мнение о приобретённом товаре. Используйте для этого инструмент отзывы за баллы.

Для товаров, спрос на которые пока достиг не пика, но ожидается в ближайшие месяцы — например, демисезонной обуви, — обновите карточки и позаботьтесь о настройках, которые влияют на ранжирование в поиске. Планомерная работа с карточками позволит подготовиться к высокому сезону: у ваших товаров уже будут достаточно высокие позиции к моменту, когда «ветер переменится» и всем понадобятся резиновые сапоги.

И, конечно же, участвуйте в наших глобальных акциях — их на Ozon предостаточно. Например, уже в августе на Ozon пройдёт Школьная распродажа, где вы сможете предложить покупателям свои товары по привлекательным ценам. 

Поделиться:

Содержание статьи

Юлия Клявина

Юлия Клявина

Главный редактор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также