Бестселлер

Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon

10 вопросов перед выходом на маркетплейс

Монетка и банковская карта

Представим двух продавцов: Маша делает свечи и мыло, планирует продавать их под собственным брендом и выбрала для этого Ozon. Аня же давно торгует товарами для домашних животных в своём магазине рядом с домом, а теперь решила попробовать выйти с ними на маркетплейс. У каждой из них много сомнений и вопросов, поэтому в статье собрали ответы на 10 самых популярных.

1. Нужно ли регистрировать юрлицо или ИП, чтобы торговать на маркетплейсе?

Юрлицо или ИП необходимо, если вы хотите перепродавать товары. Если же вы делаете товары своими руками, то можно вести бизнес как самозанятый, но с некоторыми ограничениями.

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Что могут продавать самозанятые на Ozon

Прочитать

Например, если Маша хочет торговать на маркетплейсе свечами и мылом, которые она делает своими руками, то ей достаточно зарегистрировать самозанятость. А вот Ане для перепродажи зоотоваров от других производителей нужно быть ИП или ООО. 

Если продажи у самозанятого идут хорошо и доход превышает 2,4 млн ₽ в год, налог на профессиональный доход перестаёт действовать. В этом случае, чтобы не платить 13% от дохода как физлицо, имеет смысл стать ИП и применять упрощённую систему налогообложения — правда, личный кабинет на маркетплейсе придётся зарегистрировать заново. Хорошая новость в том, что в новый магазин можно будет за небольшую плату перенести карточки товаров, сохранив их рейтинг и отзывы.

Стать продавцом

2. Как зарегистрировать ИП, чтобы работать на маркетплейсе?

Для того чтобы стать индивидуальным предпринимателем, нужно разобраться с несколькими обязательными вещами.

  1. Коды ОКВЭД. Это набор цифр, который показывает, чем занимается предприниматель. Можно выбрать несколько кодов, но использовать не все сразу, а по необходимости.

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Что такое ОКВЭД, кому он нужен на маркетплейсе и когда

Прочитать

Основной код у продавцов маркетплейсов — 47.91. «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет».

  1. Система налогообложения. Самозанятые платят налог на профессиональный доход (НПД), а ИП или юрлица выбирают ОСНО или УСН. У каждой системы свои особенности. 

Например, пока Маша остаётся самозанятой, она платит НПД. А Аня как ИП может выбирать между УСН и ОСНО. Поскольку у Ани небольшой бизнес, для неё выгоднее «упрощёнка» (УСН) — на этой системе не такая высокая налоговая нагрузка, как на ОСНО.

  1. Документы. Нужен паспорт и заявление по форме № Р21001. Удобно сразу же подготовить и заявление о переходе на УСН.
  2. Заявление. Подать его можно как офлайн, так и онлайн. Заявление принимают в ФНС по месту регистрации, в МФЦ или у нотариуса. Если вы отдаёте бумажные документы, также нужна квитанция об уплате госпошлины, возможно, нужно будет заплатить за услуги нотариуса. Чтобы сделать всё с минимальными затратами, рассмотрите вариант отправить заявление онлайн. 

Подать заявление онлайн можно через Госуслуги или на сайте nalog.ru. Вы сэкономите на госпошлине, если загрузите документы в электронном виде и используете электронную подпись.

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Как открыть ИП для продажи на маркетплейсах

Прочитать

Стать продавцом

3. Какие налоги нужно платить продавцам маркетплейсов?

Продавцы на маркетплейсах могут выбрать одну из трёх систем налогообложения: общую (ОСНО), упрощённую (УСН), налог на профессиональный доход (НДП). От этого зависит размер налогов.

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Какая система налого­обложения подходит для работы на Ozon

Прочитать

 ОСНОУСННДП
Кто может использовать Юрлица и ИПЮрлица и ИПСамозанятые и ИП
Сколько нужно платить
  • 20% от прибыли;
  • 10−20% НДС в зависимости от категории товара
  • 6 или 8% на базе «Доходы»;
  • 15 или 20% на базе «Доходы минус расходы»
  • 4% при продаже физлицам;
  • 6% при продаже юрлицам
Для кого Средний и крупный бизнес, без ограничений на штат сотрудников и прибыльБизнес с оборотом до 265,8 млн ₽ в год и штатом до 130 человекПредприниматель, который производит товары без помощи наёмных сотрудников

4. Какие документы нужны для торговли на маркетплейсе?

Ответ на этот вопрос зависит от маркетплейса: рассказываем об основных, которые запрашивают почти все площадки.

Документы для регистрации на маркетплейсе

Для самозанятых, ИП и юрлиц список будет различаться. Самозанятым достаточно паспорта и ИНН. ИП дополнительно понадобится свидетельство ОГРНИП — личный номер, который выдала налоговая. Юрлицам нужен ОГРН или ЕГРЮЛ, ИНН и КПП компании.

Подробнее о регистрации на Ozon рассказали в «Базе знаний».

Документы на товар

Чтобы продавать товары на маркетплейсе, понадобятся документы качества: к ним относятся сертификат или декларация соответствия, а также отказное письмо. Они дают гарантию, что продукция безопасна и ей можно пользоваться.

Например, Аня закупает продукцию разных зообрендов у поставщика, поэтому Аня может запросить документы качества у него. А вот Маша производит свечи и мыло сама — эти товары не входят в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации или декларированию, поэтому ей будет достаточно получить на них отказное письмо.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Что такое отказное письмо и каким товарам оно нужно

Прочитать

Чаще всего продавцы не оформляют документы сами — это задача поставщика. Но иногда их приходится получать своими силами, например через сертификационный центр. Продавец может сам узнать, какой конкретно документ нужен. Где искать эту информацию, рассказываем в «Базе знаний».

Документы на бренд

Если торговая марка (ТМ) или товарный знак (ТЗ) зарегистрированы в какой-то из систем интеллектуальной собственности, например в «Роспатенте», то это брендированный товар. Понадобятся документы на бренд, чтобы его можно было продавать. 

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Документы на бренд: каким товарам нужны и как получить

Прочитать

Например, Маша зарегистрировала свои товары ручной работы под брендом «Маруся», а Аня продаёт корм известной немецкой марки. Обоим продавцам нужны документы, которые подтверждают право использовать эти бренды на маркетплейсе. 

Полный список документов, которые нужны продавцу брендированных товаров на Ozon, есть в «Базе знаний».

Маркировка товара

Существует несколько категорий товаров, для которых нужна маркировка: актуальный перечень можно найти в официальных документах. Она выглядит как дополнительный квадратный штрихкод и позволяет отследить, как перемещается товар от производителя до покупателя.

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Что такое маркировка товаров и как с ней работать продавцам на маркетплейсе

Прочитать

Самозанятые не имеют права производить товары, подлежащие обязательной маркировке.

Маркировку размещает на товаре производитель, и потом её сканирует каждый участник цепочки от производителя к покупателю, то есть это может быть и дистрибьютор, и продавец, и маркетплейс. Для этого все они используют систему «Честный знак».

Например, Маша решила не ограничивать себя только продажей свечей и мыла. Она оформила ИП и добавила к своему ассортименту антисептики с парфюмерными отдушками. Эти товары необходимо маркировать: Маша регистрирует каждый флакон в «Честном знаке» и наклеивает на них маркировку и только потом отправляет на склад Ozon. Когда клиент покупает антисептик, его код маркировки выводят из оборота в системе «Честный знак».

Если маркированный товар продаётся со склада Ozon, то есть по схеме FBO, то код выводит из оборота маркетплейс. Если со склада продавца, по схеме FBS или realFBS, то этим занимается сам продавец.

Условия, связанные с маркировкой товаров, указаны в офертах маркетплейсов. Например, так выглядит договор для продавцов Ozon.

Стать продавцом

5. Какая схема работы выгоднее?

Обычно на площадках их несколько: можно продавать со склада маркетплейса (на Ozon эта схема называется FBO), со своего склада с доставкой силами маркетплейса (FBS) и со своего склада с доставкой другими перевозчиками (realFBS).

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Что такое FBS на Ozon и как начать

Прочитать

ещё ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Как не платить за размещение и логистику

Прочитать

Можно выбрать одну, а можно совмещать: 

 FBOFBSrealFBS
Поставка товаров на складПродавецПродавецПродавец
Размещение продукции на складеМаркетплейсПродавецПродавец
Отслеживание заказовМаркетплейсПродавецПродавец
Сборка и упаковка заказовМаркетплейсПродавецПродавец
ДоставкаМаркетплейсМаркетплейсПродавец
Выдача товара продавцуМаркетплейсМаркетплейсПродавец

Чтобы выбрать подходящую схему работы, нужно учитывать, есть ли у вас свой склад, какие обороты товара, его габариты и особенности.

Например, Ане, которая продаёт товары для животных, удобнее работать по FBO: каждый день она получает не меньше десяти заказов, а чтобы разместить большие пачки корма и объёмные лежанки, нужно много места. А вот Маша вполне может пользоваться FBS, ведь свечи и мыло удобно хранить даже дома, а два-три заказа в день можно собрать и упаковать самостоятельно.

FBS или realFBS придётся выбрать и для некоторых крупногабаритных товаров, а также продукции, которую нужно хранить в особых условиях.

6. Какие товары пользуются спросом на маркетплейсе?

Если вы намерены выйти на маркетплейс, но не знаете, какие товары пользуются спросом, это не проблема — есть несколько способов найти востребованные категории:

  1. Следить за трендами. Стоит подписаться на тематические группы в соцсетях, смотреть видеообзоры блогеров, читать новости маркетплейсов. Эти источники могут навести на мысли о будущих бестселлерах.
  2. Запросить информацию у поставщиков. Если они заинтересованы в сотрудничестве, то могут дать перечень популярных товаров в категории, которую вы укажете. Изучите их маржинальность, спрос и варианты, которые уже продаются на маркетплейсах.
  3. Подсмотреть на зарубежных маркетплейсах. Полезно зайти на иностранные площадки, а потом проанализировать спрос на похожие товары в России. 
  4. Воспользоваться аналитикой маркетплейса. Это один из самых простых и эффективных способов: если изучить данные, которые предоставляют продавцам сами площадки, можно составить список ходовых товаров. Например, на Ozon этот инструмент доступен всем продавцам сразу после регистрации, а также в подписке Premium и Premium Plus.

Подробнее об аналитике на Ozon можно прочесть в «Базе знаний».

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Как найти ходовой товар для торговли на маркетплейсе

Прочитать

7. Как найти поставщика? 

Закупить товары, чтобы потом продавать их на маркетплейсах, можно у производителей или поставщиков. Некоторые товары выгоднее привозить из-за границы. В каждой стране своя специфика, но в целом поставщиков чаще всего ищут через интернет (в агрегаторах или базах), на выставках, рынках или барахолках либо через посредников.

Самый разнообразный рынок — это Китай. Там можно найти не только уникальные, но и дешёвые товары в фирменной упаковке. В Турции тоже очень хороший ассортимент и производители, которые открыты к сотрудничеству с российскими продавцами. Также стоит посмотреть и в сторону стран СНГ, например Казахстана.

8. Как привлекать покупателей?

На старте особенно важно привлечь покупателей, чтобы потом работать с их лояльностью и мотивировать на повторные покупки. Вот три основных способа:

Делать продающие карточки товаров 

Обратить внимание на товар помогут хорошие фотографии и подробное описание:

Продвигать товары внутри маркетплейса с помощью специальных инструментов

Существуют бесплатные и платные способы продвигать свои товары и бренд на маркетплейсах. Например, среди бесплатных инструментов Ozon — работа с контентом, рейтингами и отзывами, а также участие в распродажах. Платные — это трафареты, продвижение в поиске, реклама и другие.

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Как продвигать товары на Ozon: руководство для начинающих

Прочитать

Оповестить существующих клиентов

Если у вас уже был свой физический или онлайн-магазин, удачным решением будет сообщить клиентам, что теперь вас можно найти на маркетплейсе. Например, могут помочь email-рассылки и соцсети. Можно рассказать о новой возможности в объявлениях на кассе или на пакетах, которые вы даёте покупателям в офлайн-магазине.

9. Нужно ли покупать кассу для работы на маркетплейсе?

Продавцу не понадобится своя касса и эквайринг. Обычно площадки берут это на себя.

10. Где научат продавать на маркетплейсе? 

Лучше всего пройти обучающие курсы от самих маркетплейсов: они дают актуальную и достоверную информацию и не пытаются продать ненужные дополнительные услуги. Например, у Ozon есть бесплатная платформа Ozon Обучение — это площадка с уроками от экспертов, которые помогут начать продавать на маркетплейсе с нуля.

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Как выбрать курс для обучения работе на маркетплейсе

Прочитать

Просто открывайте нужный курс в Ozon Обучение и проходите обучение торговле на маркетплейсе, когда будет удобно

Специалисты маркетплейса и опытные продавцы не только делятся теорией, но и дают практические знания. Основную программу дополняют вебинары, где можно задать свои вопросы в онлайн-режиме.

Станьте магистром маркетплейсных наук

Пройдите бесплатные курсы Ozon Обучение

Поделиться:

Содержание статьи

Дарья Котловская

Дарья Котловская

автор журнала «Бестселлер»

Поделиться:

Читать также