Что могут продавать самозанятые на Ozon
Как увеличить конверсию: способы продавать больше
Как превратить посетителя в покупателя
Журнал для предпринимателей о бизнесе с Ozon
Представим двух продавцов: Маша делает свечи и мыло, планирует продавать их под собственным брендом и выбрала для этого Ozon. Аня же давно торгует товарами для домашних животных в своём магазине рядом с домом, а теперь решила попробовать выйти с ними на маркетплейс. У каждой из них много сомнений и вопросов, поэтому в статье собрали ответы на 10 самых популярных.
Юрлицо или ИП необходимо, если вы хотите перепродавать товары. Если же вы делаете товары своими руками, то можно вести бизнес как самозанятый, но с некоторыми ограничениями.
Например, если Маша хочет торговать на маркетплейсе свечами и мылом, которые она делает своими руками, то ей достаточно зарегистрировать самозанятость. А вот Ане для перепродажи зоотоваров от других производителей нужно быть ИП или ООО.
Если продажи у самозанятого идут хорошо и доход превышает 2,4 млн ₽ в год, налог на профессиональный доход перестаёт действовать. В этом случае, чтобы не платить 13% от дохода как физлицо, имеет смысл стать ИП и применять упрощённую систему налогообложения — правда, личный кабинет на маркетплейсе придётся зарегистрировать заново. Хорошая новость в том, что в новый магазин можно будет за небольшую плату перенести карточки товаров, сохранив их рейтинг и отзывы.
Для того чтобы стать индивидуальным предпринимателем, нужно разобраться с несколькими обязательными вещами.
Основной код у продавцов маркетплейсов — 47.91. «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет».
Например, пока Маша остаётся самозанятой, она платит НПД. А Аня как ИП может выбирать между УСН и ОСНО. Поскольку у Ани небольшой бизнес, для неё выгоднее «упрощёнка» (УСН) — на этой системе не такая высокая налоговая нагрузка, как на ОСНО.
Подать заявление онлайн можно через Госуслуги или на сайте nalog.ru. Вы сэкономите на госпошлине, если загрузите документы в электронном виде и используете электронную подпись.
Продавцы на маркетплейсах могут выбрать одну из трёх систем налогообложения: общую (ОСНО), упрощённую (УСН), налог на профессиональный доход (НДП). От этого зависит размер налогов.
ОСНО | УСН | НДП | |
---|---|---|---|
Кто может использовать | Юрлица и ИП | Юрлица и ИП | Самозанятые и ИП |
Сколько нужно платить |
|
|
|
Для кого | Средний и крупный бизнес, без ограничений на штат сотрудников и прибыль | Бизнес с оборотом до 265,8 млн ₽ в год и штатом до 130 человек | Предприниматель, который производит товары без помощи наёмных сотрудников |
Ответ на этот вопрос зависит от маркетплейса: рассказываем об основных, которые запрашивают почти все площадки.
Для самозанятых, ИП и юрлиц список будет различаться. Самозанятым достаточно паспорта и ИНН. ИП дополнительно понадобится свидетельство ОГРНИП — личный номер, который выдала налоговая. Юрлицам нужен ОГРН или ЕГРЮЛ, ИНН и КПП компании.
Подробнее о регистрации на Ozon рассказали в «Базе знаний».
Чтобы продавать товары на маркетплейсе, понадобятся документы качества: к ним относятся сертификат или декларация соответствия, а также отказное письмо. Они дают гарантию, что продукция безопасна и ей можно пользоваться.
Например, Аня закупает продукцию разных зообрендов у поставщика, поэтому Аня может запросить документы качества у него. А вот Маша производит свечи и мыло сама — эти товары не входят в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации или декларированию, поэтому ей будет достаточно получить на них отказное письмо.
Чаще всего продавцы не оформляют документы сами — это задача поставщика. Но иногда их приходится получать своими силами, например через сертификационный центр. Продавец может сам узнать, какой конкретно документ нужен. Где искать эту информацию, рассказываем в «Базе знаний».
Если торговая марка (ТМ) или товарный знак (ТЗ) зарегистрированы в какой-то из систем интеллектуальной собственности, например в «Роспатенте», то это брендированный товар. Понадобятся документы на бренд, чтобы его можно было продавать.
Например, Маша зарегистрировала свои товары ручной работы под брендом «Маруся», а Аня продаёт корм известной немецкой марки. Обоим продавцам нужны документы, которые подтверждают право использовать эти бренды на маркетплейсе.
Полный список документов, которые нужны продавцу брендированных товаров на Ozon, есть в «Базе знаний».
Существует несколько категорий товаров, для которых нужна маркировка: актуальный перечень можно найти в официальных документах. Она выглядит как дополнительный квадратный штрихкод и позволяет отследить, как перемещается товар от производителя до покупателя.
Самозанятые не имеют права производить товары, подлежащие обязательной маркировке.
Маркировку размещает на товаре производитель, и потом её сканирует каждый участник цепочки от производителя к покупателю, то есть это может быть и дистрибьютор, и продавец, и маркетплейс. Для этого все они используют систему «Честный знак».
Например, Маша решила не ограничивать себя только продажей свечей и мыла. Она оформила ИП и добавила к своему ассортименту антисептики с парфюмерными отдушками. Эти товары необходимо маркировать: Маша регистрирует каждый флакон в «Честном знаке» и наклеивает на них маркировку и только потом отправляет на склад Ozon. Когда клиент покупает антисептик, его код маркировки выводят из оборота в системе «Честный знак».
Если маркированный товар продаётся со склада Ozon, то есть по схеме FBO, то код выводит из оборота маркетплейс. Если со склада продавца, по схеме FBS или realFBS, то этим занимается сам продавец.
Условия, связанные с маркировкой товаров, указаны в офертах маркетплейсов. Например, так выглядит договор для продавцов Ozon.
Обычно на площадках их несколько: можно продавать со склада маркетплейса (на Ozon эта схема называется FBO), со своего склада с доставкой силами маркетплейса (FBS) и со своего склада с доставкой другими перевозчиками (realFBS).
Можно выбрать одну, а можно совмещать:
FBO | FBS | realFBS | |
---|---|---|---|
Поставка товаров на склад | Продавец | Продавец | Продавец |
Размещение продукции на складе | Маркетплейс | Продавец | Продавец |
Отслеживание заказов | Маркетплейс | Продавец | Продавец |
Сборка и упаковка заказов | Маркетплейс | Продавец | Продавец |
Доставка | Маркетплейс | Маркетплейс | Продавец |
Выдача товара продавцу | Маркетплейс | Маркетплейс | Продавец |
Чтобы выбрать подходящую схему работы, нужно учитывать, есть ли у вас свой склад, какие обороты товара, его габариты и особенности.
Например, Ане, которая продаёт товары для животных, удобнее работать по FBO: каждый день она получает не меньше десяти заказов, а чтобы разместить большие пачки корма и объёмные лежанки, нужно много места. А вот Маша вполне может пользоваться FBS, ведь свечи и мыло удобно хранить даже дома, а два-три заказа в день можно собрать и упаковать самостоятельно.
FBS или realFBS придётся выбрать и для некоторых крупногабаритных товаров, а также продукции, которую нужно хранить в особых условиях.
Если вы намерены выйти на маркетплейс, но не знаете, какие товары пользуются спросом, это не проблема — есть несколько способов найти востребованные категории:
Подробнее об аналитике на Ozon можно прочесть в «Базе знаний».
Закупить товары, чтобы потом продавать их на маркетплейсах, можно у производителей или поставщиков. Некоторые товары выгоднее привозить из-за границы. В каждой стране своя специфика, но в целом поставщиков чаще всего ищут через интернет (в агрегаторах или базах), на выставках, рынках или барахолках либо через посредников.
Самый разнообразный рынок — это Китай. Там можно найти не только уникальные, но и дешёвые товары в фирменной упаковке. В Турции тоже очень хороший ассортимент и производители, которые открыты к сотрудничеству с российскими продавцами. Также стоит посмотреть и в сторону стран СНГ, например Казахстана.
На старте особенно важно привлечь покупателей, чтобы потом работать с их лояльностью и мотивировать на повторные покупки. Вот три основных способа:
Обратить внимание на товар помогут хорошие фотографии и подробное описание:
Существуют бесплатные и платные способы продвигать свои товары и бренд на маркетплейсах. Например, среди бесплатных инструментов Ozon — работа с контентом, рейтингами и отзывами, а также участие в распродажах. Платные — это трафареты, продвижение в поиске, реклама и другие.
Если у вас уже был свой физический или онлайн-магазин, удачным решением будет сообщить клиентам, что теперь вас можно найти на маркетплейсе. Например, могут помочь email-рассылки и соцсети. Можно рассказать о новой возможности в объявлениях на кассе или на пакетах, которые вы даёте покупателям в офлайн-магазине.
Продавцу не понадобится своя касса и эквайринг. Обычно площадки берут это на себя.
Лучше всего пройти обучающие курсы от самих маркетплейсов: они дают актуальную и достоверную информацию и не пытаются продать ненужные дополнительные услуги. Например, у Ozon есть бесплатная платформа Ozon Обучение — это площадка с уроками от экспертов, которые помогут начать продавать на маркетплейсе с нуля.
Специалисты маркетплейса и опытные продавцы не только делятся теорией, но и дают практические знания. Основную программу дополняют вебинары, где можно задать свои вопросы в онлайн-режиме.
Содержание статьи
1. Нужно ли регистрировать юрлицо или ИП, чтобы торговать на маркетплейсе?
2. Как зарегистрировать ИП, чтобы работать на маркетплейсе?
3. Какие налоги нужно платить продавцам маркетплейсов?
4. Какие документы нужны для торговли на маркетплейсе?
5. Какая схема работы выгоднее?
6. Какие товары пользуются спросом на маркетплейсе?
7. Как найти поставщика?
8. Как привлекать покупателей?
9. Нужно ли покупать кассу для работы на маркетплейсе?
10. Где научат продавать на маркетплейсе?
автор журнала «Бестселлер»
Поделиться:
Как увеличить конверсию: способы продавать больше
Как превратить посетителя в покупателя
Соцконтракт: как получить от государства 350 000 ₽
Стартовый капитал на открытие бизнеса на Ozon
Нужно ли обновлять личные данные при смене фамилии?
На вопрос читателя отвечает эксперт маркетплейса
Как аптечной сети выйти на Ozon в пределах города или области?
Как работает фотоворонка на маркетплейсе
Чем отличаются схемы работы на Ozon
И как выбрать самый выгодный вариант для своего бизнеса
НДС на «упрощёнке» в 2025 году
Разбираемся в новых налоговых правилах
Что покупают на Новый год детям
Детские новогодние подарки, которые клиенты ищут на маркетплейсе